ИСКЛЮЧАЯ ПИСТОЛЕТЫ ДАНТЕСА
На Мойке, 12, можно увидеть уникальные материалы, рассказывающие о дуэли и смерти великого русского поэта.<br>
Всероссийский музей А.С. Пушкина показывает раритеты из своей коллекции. "Главная задача выставки - показать то, что посетители видят очень редко, раз в 10-20, а то и 50 лет", - говорит хранитель музея и куратор выставки Елена Пролет.
Среди таких редко выставляемых экспонатов самый знаменитый, известный нам со школьных времен портрет Натальи Николаевны работы Александра Брюллова. Нежная акварель, сделанная 175 лет назад, требует особых условий хранения. Как рассказывает Елена Пролет, в выставочных залах этому портрету часто бывать не рекомендуется, особенно летом. А он уникален тем, что это единственный портрет жены, который видел Пушкин. И в то же время единственный портрет Натальи Гончаровой, когда она - жена Пушкина.
Вообще портретам на выставке выделяется особое место - это и три посмертных изображения Пушкина, сделанных разными художниками, и лица людей, которые в разной степени участвовали в событиях до и после дуэли, - от шефа жандармов Бенкендорфа до графа Строганова, занимавшегося организацией похорон поэта.
Еще один раритет - знаменитый перстень с изумрудом, который мы видим на руке Пушкина на портрете Василия Тропинина. Перстень и потом бывал только на "литературных" пальцах - после смерти поэта Наталья Николаевна подарила его другу и врачу Пушкина - писателю Владимиру Далю. Его дочь в свою очередь передала перстень великому князю Константину Романову, публиковавшемуся под инициалами "КР". А он уже в 1915 году подарил реликвию Пушкинскому Дому.
Карманные часы, которые сразу после смерти поэта остановил Василий Андреевич Жуковский, также не часто показывают публике. Сейчас их поместили в центре зала вместе с дуэльными пистолетами, но не теми, что участвовали в событиях на Черной речке. По словам куратора выставки, пушкинские пистолеты пропали давно, а оружие Дантеса, принадлежащее частному французскому собранию, сейчас демонстрируется в Москве. Но Елена Пролет не хотела бы видеть пистолеты Дантеса в своей экспозиции. Когда однажды их привозили в Петербург, в выставочном зале рухнул потолок. "Это вещь злая, - говорит она, - вообще, музейные экспонаты со временем начинают жить своей жизнью, но это видят только те, кто с ними работает. О какие-то предметы можно обжечься, а вот перо Пушкина - такое с виду страшненькое, а берете в руки - как будто ток от него!.."