СИМВОЛ КАРЕЛИИ ИЗМЕРЯЮТ КИЛОГРАММАМИ
Поехать в Карелию и не привезти на память сувенир из карельской березы - все равно что поехать летом на Черное море и не загореть. Это дерево давно стало одним из символов края. И до сих пор никто так и не дал окончательного объяснения, почему же вроде самая обыкновенная на вид береза превращается внутри себя в настоящее произведение искусства. <br>
-Некоторые научные работники предполагают, что виной тому некая болезнь, - делится с корреспондентом "НВ" Александр Романов, генеральный директор предприятия "Колечко", производящего подарки и сувениры из карельской березы. - Но мне кажется, что причина в определенных природных условиях.
В природе она растет либо одиночными стволами, либо небольшими группками. Искусственно же выращивать карельскую березу начали еще в 30-е годы прошлого века. Но в ряде случаев текстура древесины постепенно становилась "не той". Рисунок, за который и ценят карельскую березу, от поколения к поколению все больше размывался.
- Возьмешь сто стволов, и у каждого будет свой рисунок, - рассказывает об особенностях символа Карелии Александр Романов. - Потому-то с ней и интересно работать. Сделаешь сто шкатулок, и каждая будет непохожа на остальные. За счет чего этот рисунок? Ну, к примеру, знаете, что такое сухая мозоль? Гвоздем пятку проткнули, клетка кожи проникла в мясо и начинает разрастаться. Вот в карельской березе тоже куча таких "мозолей", когда кусочки коры врастают и тянут за собой древесину, образуя вытянутые коричневые волокна.
Работа с этим деревом требует серьезных навыков. Карельская береза очень тяжела в обработке. Древесина чрезвычайно плотная, капризная. Прежде чем пустить ствол в работу, ему нужно в круглом состоянии полежать в помещении 3-4 года и лишь после этого его распиливают на доски.
- Старые мастера, у которых я учился, рассказывали, что в старину ствол по 15 лет сушили, - продолжает Александр Михайлович. - Доскам тоже нужно минимум полгода полежать. Суть здесь не в том, чтобы их высушить, а в том, чтобы снять напряжение внутри. Конечно, можно и в сушилку положить, но тогда через пару недель доски можно будет смело бросать в печь, поскольку они покроются трещинами, а рейка мгновенно винтом пойдет. Говорите, кощунство - топить печь карельской березой? Я баню на даче топил... А что было делать? В свое время купили несколько стволов, распилили, прослезились - и в печь. Очень жидкий рисунок оказался.
Романов и его подчиненные рады каждому стволику. Дерево это занесено в Красную книгу, поэтому главный источник сырья для предприятия - конфискат, который можно приобрести у сотрудников правоохранительных органов, задержавших "черных лесорубов".
- Иногда в палисадниках покупаем, - продолжает Романов. - В 50-е годы была мода на такие насаждения. Сейчас детишки пропивают то, что мама с папой сажали. Когда бывают лишние деньги, съездишь по поселкам, пару-тройку стволов купишь. Почем ствол? Как договоришься. В среднем 30-50 рублей за килограмм платим. Сейчас еще березовые капы начали осваивать. Тоже очень интересные вещи получаются.
Поскольку карельская береза не только капризна, но еще и дорога, она в основной массе идет на шпон, которым и отделывают различные изделия. Но в дорогой продукции используется массив дерева. Именно на такие вещи особенно клюют москвичи.
- Это раньше от бабушки стул оставался, и его на помойку выкидывали, - улыбается Александр Романов. - А сейчас каждый знает, что такой стульчик из карельской березы бешеных денег стоит.