ПЛАСИДО ДОМИНГО: "Я ТАК ЧАСТО УМИРАЛ НА СЦЕНЕ И ВОСКРЕСАЛ ОТ АПЛОДИСМЕНТОВ..."
Знаменитый тенор снова стал баритоном
Пласидо Доминго взвалил на свои плечи целый букет обязанностей. Он руководитель Вашингтонской и Лос-Анджелесской опер, директор международного фестиваля "Опералия", почетный член многочисленных музыкальных обществ и прочая, и прочая, и прочая. В силу своих административных способностей он старается пробивать дорогу молодым исполнителям и спектаклям, которые, не будь Доминго, вероятнее всего, не появились бы на свет. Это касается и совершенно неожиданного проекта, о котором на днях объявил Доминго. Лос-Анджелесская опера, которой он руководит, совместно с парижским Театром дю Шатле выпускают в свет научно-фантастическую оперу "Муха", созданную не столько по рассказу Джорджа Лангелаана, сколько по знаменитому фильму Дэвида Кроненберга, который станет постановщиком оперы. Сам Доминго будет дирижировать оркестром.
Из-за плотного графика Доминго практически не дает интервью. Но ради премьеры новой оперы он пообщался со всеми, кого интересуют его новая постановка, а также мысли певца "по поводу", в интернете.
"МОГУ УЛОВИТЬ ТО, ЧТО ДРУГИЕ ПРОПУСКАЮТ МИМО"
- Почему основой для новой оперы был выбран фильм Кроненберга?
- "Муха" - это история любви к женщине и страсти к открытиям (в "Мухе" рассказывается об ученом, скрестившем гены человека и мухи и потерявшем любимую женщину. - Прим. ред.). Что может быть лучше для оперного спектакля? А музыка Говарда Шора, некогда написавшего саундтрек к фильму "Муха", не только воссоздает атмосферу той великолепной ленты, но и переносит нас в иную реальность. А это одна из составляющих удачи. Только не подумайте, что я предрекаю успех новому спектаклю. Я просто стараюсь быть объективным.
- Вы стали основной движущей силой в реализации этого необычного проекта. Каковы критерии отбора сюжетов для оперы?
- Только чутье. Я в этом деле с середины пятидесятых, повидал на своем веку массу разнообразных спектаклей и могу отличить хорошее от плохого. Мне еженедельно доставляют кипы заявок на самые неожиданные темы - от "документальных" или политических опер до мюзиклов на тему вымирающих животных. Я просматриваю все, потому что интересная мысль или поворот сюжета могут оказаться в каждом файле. И когда чувствую, что что-то может подойти, что-то будто щелкает, я киваю головой: "Да". Еще раз повторюсь: это вовсе не означает, будто я точно знаю, что именно эта опера станет бестселлером. Просто так получается, что в силу опыта я могу уловить то, что другие пропускают мимо. Вот и все.
- Вам не страшно работать с Кроненбергом? Он снимал множество фильмов, которые называли не иначе, как "ужасными"...
- А почему мне должно быть страшно работать с Кроненбергом? Дэвид - настоящий мастер своего дела, и "Муха", можно сказать, его детище. Очаровательный и совершенно изумительный по интеллекту человек... Говард (Шор - композитор, сочинивший музыку к фильму, а затем и оперу "Муха". - Прим. ред.) был рад присоединиться к нашей компании, а когда узнал, что оперу будет ставить Дэвид, сказал, что о большем и мечтать не смел. Вообще собралась неплохая команда единомышленников, поэтому я очень надеюсь на успех.
- Вы ставите "Муху" в Театре дю Шатле. Почему не в "своей" Лос-Анджелесской опере или, скажем, не в Вашингтоне?
- Так уж получилось. Для постановки требуется свободная площадка, а в "моих" театрах ее нет. То есть в Лос-Анджелесе "Муха" заявлена на 2008-2009 годы, а пока нужно готовить сцену, проверять оборудование, "гонять" оперу с музыкантами и артистами. Но она обязательно появится и в Америке и, думаю, в других залах Европы тоже. Главный менеджер Театра дю Шатле господин Жан-Люк Шаплен любезно предоставил нам место для старта. Надеюсь, он не будет разочарован.
"ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ - УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПУБЛИКИ"
- Что для вас значит "настоящая опера"?
- Отнюдь не классика. Хотя в первую очередь следует думать о великих шедеврах, которые не сходят со сцены столетиями. Ведь что такое гениальное произведение? Это то, что проверено временем. Если все хотят увидеть картину или спектакль в течение двухсот или трехсот лет, если читают книги, которые появились на свет пятьсот-шестьсот лет назад (да что там читают - зачитываются!) - значит, мы имеем дело с истинным шедевром. То же самое можно сказать и о современных произведениях: в том случае, когда зритель идет что-то смотреть и через двадцать лет после премьеры, значит, в этом "что-то" наверняка что-нибудь да имеется.
- Существует ли рецепт, по которому можно было бы сделать хорошую оперу?
- Никаких рецептов на создание оперы и вообще каких бы то ни было произведений искусства никогда не существовало и не будет существовать. Только запал Мастера да еще та Божья искра, которая этот самый запал поджигает.
- А что является главным критерием в творчестве?
- Удовлетворение публики. Знаете, я считаю, что сильно задолжал тем людям, которые приходят смотреть оперу или слушать, как я пою: я так часто умирал на сцене и воскресал от их аплодисментов, что для благодарности за их труд подходит только одно слово - "долг". Поэтому я должен приносить своим зрителям как можно больше радости, чтобы отработать то, что задолжал.
"ДОМА МУЗЫКУ НЕ СЛУШАЮ"
- Поговаривают о том, что вы намереваетесь из теноров "перейти" в баритоны. Это правда?
- Ну что тут можно ответить? Это правда. Можно сказать, что я сделал полный круг, потому что в самом начале карьеры пел партии именно баритона. Затем, чтобы стать тенором, прошел невероятную по красоте и трудности лестницу: каждый день год за годом одолевал по полтона для того, чтобы перейти в новый, "облегченный" разряд. Но что тут скажешь: годы идут. Голос - инструмент, который всегда при вас, но за которым требуется определенный уход, иначе он "сломается" раньше времени. Я за своим следил очень внимательно, но все-таки постепенно он "снашивается", "темнеет". И тогда я решил, что мог бы снова попытаться стать баритоном - хотя это, пожалуй, не менее сложно, как когда-то было превратиться в тенора. Но у меня уже имеется опыт по переквалификации, так что дело, как говорится, за малым: начать и кончить.
- Скажите, какая роль вам ближе всего по духу? Вы столько раз играли Отелло...
- Нет-нет, если говорить о предпочтениях, то это скорее Каварадосси из "Тоски": этот человек верит, как и я, в права и счастье всех людей на свете! Абсолютно мой типаж.
- А какой из ваших героев вам наиболее антипатичен?
- Наверное, Распутин из "Николая и Александры" Деборы Драттелл: пьянчуга с отвратительными замашками, использующий собственную власть для того, чтобы издеваться над людьми, чтобы обладать массой женщин - Боже!..
- А какую музыку вы слушаете дома?
- Музыка окружает меня с утра и до самого вечера, поэтому, когда я возвращаюсь домой, мне требуется полная тишина, чтобы восстановиться. Может быть, когда-нибудь потом, когда у меня выдастся свободное время... Но сейчас его нет и еще очень долго не предвидится...
"Когда я был молодым, моего "Отелло" как-то увидел Лоренс Оливье. Великий актер... Так вот, он так высказался о моем выступлении: "Знаете, этот парень может играть мавра так же, как и я... Но при этом он еще и совершенно дивно поет!" Я это не к тому, чтобы похвастаться, а затем, чтобы стало понятно: опера - это продукт, от которого ни у кого не заболит печень. Я считаю, что нет более демократичного искусства. Тот, кто хотя бы раз увидит и услышит настоящую оперу, считайте, что заболел ею навсегда"
ДОСЬЕ "НВ"
• Пласидо Доминго имеет дома в Вене, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Вашингтоне.
• Первую работу "главного тенора" получил в Израиле в опере Тель-Авива в начале 1960-х.
• Когда финансист Альберто Вийяр пообещал Вашингтонской опере дотацию в размере 2 миллионов долларов, а затем оказался за решеткой за мошенничество и не смог выполнить обещания, Доминго выплатил своему театру 2 миллиона из собственных денег, чтобы Вийяр смог "восстановить хотя бы свое "оперное лицо".
• Доминго происходит из "оперной" семьи: его отец и мать играли в итальянских "сарсуэлах" - народных операх, в которых мальчик получил свои первые, еще детские роли.
• В 1993 году учредил международный конкурс молодых оперных певцов "Опералия", с помощью которого юные дарования получают возможность "засветиться" и получить дальнейшие контракты.
• В отличие от своего друга Лучано Паваротти, сидит, когда нужно, на диетах и занимается в спортзале для поддержания формы.