РАЗБАЗАРИЛИ?
К чему привело рыночное "антимиграционное" постановление<br>
15 ноября прошлого года правительство издало постановление, в обиходе названное "О мигрантах на розничных рынках". С 15 января до 1 апреля - в переходный период от старых порядков к новым - доля иностранцев из ближнего зарубежья (именно для их "нейтрализации" написан этот документ) должна быть сокращена до 40 процентов, а с 1 апреля нынешнего иностранных граждан в розничной торговле вообще не должно быть.
И по Москве, Петербургу, другим городам пошли тревожные слухи, что рынки пустеют без продавцов, товара стало меньше и не худо бы отменить "драконовское постановление" правительства. Так ли это на самом деле?
Кузнечный рынок был, как всегда, опрятен, но непривычно пуст. Даже не из-за отсутствия покупателей (все-таки середина рабочего дня), а из-за зияющих пустот в рядах продавцов. Овощами, молочными продуктами, мясом торговали "лица славянской национальности". По твердым ценам - торг был неуместен, так как за прилавками стояли не хозяева товара, а наемные работники. Подозрительные (с точки зрения миграционной службы) продавцы кучковались только у прилавков с курагой и другими сладостями из южных мест.
С корреспондентом "НВ" согласились, да и то с испугом, перекинуться парой фраз только две пожилые русские женщины, подтвердившие, что работают на хозяина за небольшой процент от выручки.
Директор ООО "Управляющая компания "Кузнечный рынок" Николай Нарышкин грустно заметил:
- Сами видите - на рынке пустует половина мест, а ведь еще в ноябре прошлого года пустовало только 10-15 процентов площадей.
Досада директора Кузнечного рынка объяснима. Емкость этого заведения - 480 торговых мест. Ежедневный недобор от аренды половины мест уже составляет 120-130 тысяч рублей и негативно сказывается на экономике управляющей компании. Ведь УК "Кузнечный рынок" взяла у города территорию рынка в долгосрочную аренду и отчисляет в бюджет фиксированную ставку налога, не зависящую от заполняемости торговых мест.
Охотно бы ему посочувствовал, но - не первый уже раз пишет "НВ" о ситуации на рынках. И нам из первых рук известно, что попасть фермеру за прилавок вовсе не так просто, как об этом говорят директора. Что в сложившийся "рыночный коллектив", контролируемый тем или иным землячеством выходцев из ближнего зарубежья, чужаку войти непросто, а иногда и вовсе невозможно. Еще на дальних подступах к рынку его перехватывают посредники, предлагая продать товар по оптовой цене, зато весь сразу. Что иногда угрожают. А самые упорные крестьяне, те, что доехали до ворот, наталкиваются на барьеры в виде претензий санитарной службы, внезапного отсутствия грузчиков, занятости холодильников. И даже если удастся стать за прилавок, никто не позволит снижать цену ниже средней по рынку.
Что касается зелени из южных республик, то ее на прилавках куда меньше, чем мандаринов из Марокко и перца из Голландии. Это и есть "наработанные связи" в действии.
Правда, куда труднее спорить с таким аргументом критиков новых правил, как нынешняя незаполненность рынков. Неужто наши земляки действительно не умеют и не любят торговать, а присуще это умение исключительно выходцам из Закавказья и Средней Азии?
Кто бывал в наших южных краях - в Ростовской области, Краснодарском крае или на Ставрополье, сами, наверное, видели, как бойко и грамотно торгуют на рынках тамошние казачки. А какие ярмарки устраиваются - Гоголю бы их описывать! Чем же наши ленинградские крестьяне хуже? Объяснять, наверное, нет смысла. Кто постарше, помнит, что в суровом партийном военно-промышленном Ленинграде за попытку продать на рынке что-нибудь свое, на грядках выращенное, могли и партбилета лишить, и под статью о "нетрудовых доходах" и спекуляции подвести. Официальных запретов, правда, не было, но - непрестижным делом считалось "торгашество". А в девяностые годы, в самом их начале, рынки прочно взяли под себя землячества.
Начальник отдела розничной торговли и рынков городского комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Вера Горина подтверждает, что местные крестьяне не желают становиться за прилавок в силу стереотипов. Они продолжают продавать товар через посредников или с машин у метро. На большие городские рынки идти по-прежнему боятся.
Действительно, трудно ожидать, что стереотипы, вколоченные десятилетиями, изменятся всего-то за два месяца. Но власть намерена в этом помочь.
- В Петербурге паспорт сельскохозяйственного рынка имеют 33 предприятия, - говорит Вера Горина. - По договору города с рядом ассоциаций фермерских хозяйств и товариществ областные фермеры могут торговать на рынках всего за 10 процентов стоимости торгового места: остальное покрывает бюджет. Осенью, в момент сбора урожая, места товаропроизводителям предоставляются вообще бесплатно.
В общем, рано делать выводы, что отстранение мигрантов от торговли загубит рынки. Нужно подождать хотя бы до осени. Благо сколько-нибудь заметной роли в товарообороте рыночная торговля не занимает - сейчас и обычные магазины научились торговать свежим и качественным товаром.
Конечно, рынки городу нужны. Но не как элитные заведения, где все вдвое дороже, а, напротив, как самые демократичные. Потому что исстари на базарах, ярмарках товар "от производителя" был дешевле магазинного.
Еще в ноябре посредники из Узбекистана, Азербайджана и других южных стран СНГ, доставляющие в Питер как свои дыни и черешню, так и картошку из Волосова, начали передислокацию сил. Кто пошел давать взятку в паспортный стол, чтобы стать осетином или кабардинцем, кто оформляет фиктивный брак с петербурженками, стесненными в средствах, кто решился покинуть берега Невы.
СПРАВКА "НВ"
Новый режим работы рынков установлен постановлением российского правительства № 683 от 15 ноября 2007 года "Об установлении на 2007 год доли иностранных работников... в сфере розничной торговли". За нарушение квоты по иностранцам на администрации рынков и других торговых заведений накладываются крупные штрафы (до 800 тысяч рублей за каждый случай). Соблюдение квоты контролирют Федеральная миграционная служба и правоохранительные органы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай НАРЫШКИН, директор ООО "Управляющая компания "Кузнечный рынок":
- Когда в ноябре 2006 года проект постановления правительства стал достоянием гласности, начался исход с нашего рынка представителей Закавказья и Средней Азии. Считаю, что инициатива кабинета министров приведет к росту цен на плодоовощную продукцию не только на рынках, но и в крупных торговых сетях... Кому мешали своей торговлей те же азербайджанцы? Вот, говорят, они не пускали на рынок местных производителей. Да ерунда это: заплати 500 рублей за погонный метр прилавка - это наша дневная ставка - и торгуй своей капустой или морковкой. Другое дело, что производители не занимаются розничной торговлей и не знают ее тонкостей. Фермерам просто некогда осваивать азы совсем другой профессии. Отмечу, что во всем мире сельхозпродукцию на рынок доставляют посредники... После вступления закона в силу горожане, к сожалению, не увидят на нашем рынке продукции южных республик бывшего СССР. Например, азербайджанской фирменной зелени и гранатов, узбекских дынь, черешни, грунтовых помидоров, абхазских мандаринов. Именно выходцы из этих регионов десятилетиями доставляли такие продукты в Петербург, до автоматизма наладили связи с местными поставщиками. Думаете, россияне будут этим заниматься?