НЕ РАЗДАВИТЬ "МАЛЫША"
Предприниматель, перешедший в чиновники, стремится помочь малому бизнесу<br>
"Петербург - столица малого бизнеса" - так, напомним, без ложной скромности названа программа государственной поддержки предпринимателей, которую заявил и готовит с помощниками новый заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Дмитрий БЫКОВ. В "Диалоге" от 9 февраля один из адресатов будущей программы В. Тимошин, с похвалой отозвавшись о необыкновенных планах самого молодого в комитете чиновника такого ранга, усомнился в возможности их осуществления. Как мы обещали, на вопрос об этом и прочих перспективах развития малого бизнеса в городе отвечает сам автор необычной программы.
Не грех поучиться у Запада
- Дмитрий, город в некотором роде уже, можно считать, заслужил титул столицы малых предприятий. Их у нас и так на тысячу жителей по статистике больше, чем в Москве. И в то же время все равно слишком мало, если равняться на международные стандарты нормальной рыночной экономики. Такие высоты за все 15 лет реформ в городе и стране покорить не удалось. В новой программе они намечаются?
- Не все сразу. А "столичные" показатели программы будут состоять не просто в количественном наращивании малых предприятий, которые она обеспечит, а в том, что она станет, должна стать неким образцом, матрицей наиболее рациональной и эффективной системы государственной поддержки развития предпринимательства. При этом не только для Петербурга - для области, любого города, региона страны. С учетом, конечно, особенностей каждого.
- Петербург всегда слыл городом больших известных фабрик, заводов, торговых центров, учебных и научных институтов всех направлений, различных КБ. В советские времена гордостью экономики были "гиганты социндустрии". Про малый бизнес тогда и не слыхивали. И с тех пор по привычке большинство граждан - в том числе во власти - всерьез не верят, что он что-то может значить в экономике. Публично, конечно, как принято, клянутся ему в любви, но про себя рассуждают без затей: он же малый - что с него взять? Потому на самом деле преференции от власти получает часто большой бизнес за счет малого, который под разными предлогами от дела отлучают - чтобы не отбивал покупателей у солидных собратьев. Отсюда его основные проблемы роста. Эти особенности ваша программа тоже учитывает?
- Больше того - в этом ее главное содержание, которое посвящено как раз взаимодействию больших и малых предприятий, выгодам его для тех и других. Но эти выгоды становятся очевидными, лишь когда мелкое предпринимательство активно поощряется государством разного рода льготами, информационной и прочей поддержкой, в результате чего снижается себестоимость и цена его продукции. О чем свидетельствует мировой опыт, с которого не грех брать пример. С большим производством в европейских странах, США, Японии обычно сотрудничают тысячи, а то и десятки тысяч небольших фирм. Особенно это развито в автомобильной промышленности. Несколько западных корпораций уже наладили выпуск своих автомобилей в России, в том числе в Петербурге, другие к этому приступают, строят автозаводы. Тем и другим требуется надежная инфраструтура партнерских связей с поставщиками комплектующих деталей. И от того, как скоро для нее будут созданы подходящие условия, зависят развитие нового растущего авторынка, возможности российских покупателей приобретать по приемлемой цене самые современные машины, а рабочие на их сборке начнут получать достойную зарплату. Еще одна важная сфера эффективного партнерства больших и малых фирм - развитие инноваций, оперативное производственное освоение научных разработок, новых технологий, изобретений. Именно в таком содружестве, как говорит тот же мировой опыт, эти задачи решаются проще и успешней. Что и позволяет странам, где оно развивается, поддерживать конкурентоспособность экономики на должном уровне.
Вам помогут бизнес-инкубаторы
- Пока что меньше всего у нас заметен малый бизнес как раз среди инновационных и промышленных фирм...
- В нашей программе предусмотрена их первоочередная поддержка. Приватизация арендованных ими помещений госсобственности, которые в результате могут перехватить более состоятельные претенденты, по нашему предложению должна быть отложена. В Госдуме ждет своего часа заявленный правительством Петербурга проект закона о льготном для малого бизнеса выкупе арендованных помещений в рассрочку. Мы будем совершенствовать начавшую уже действовать программу льготного кредитования малого бизнеса. Для всех начинающих предпринимателей создаем сеть бизнес-инкубаторов. Но и здесь приоритет для пробующих силы в инновационном, промышленном бизнесе. Первенец этой сети открывается в ближайшее время на Седова, 37. В наступившем году на субсидирование арендной платы в такого рода офисах из городского бюджета выделяется 19 миллионов рублей. Первые два года плата для съемщика - 40, 60 процентов назначенной. Вслед за первым бизнес-инкубаторы откроются во всех районах города. И так далее. Подробней о программе говорить рано, но суть ее однозначно определена. Она состоит в том, что не просто какое-то прямое финансирование малых и только-только "народившихся" фирм решит задачу, которую мы сформулировали в заглавии этой программы, а создание комплекса условий, поощряющих частную инициативу и вместе с тем развитие предпринимательства в целом.
Современный бизнес ориентируется на экономику знаний, которые быстро находят практическое применение, то есть обращаются в товар. Знаний как таковых в стране всегда было достаточно. Вот с товарными знаниями - много хуже, чаще всего в этом виде они возвращались и возвращаются к нам из-за границы. Что свидетельствует обычно или о полном отсутствии, или о низком уровне рыночной среды. А качество ее во многом зависит от доли малого бизнеса, которую он в ней занимает, от его развития в экономике страны. Чем больше его, тем меньше монополизма, энергичней конкуренция. И наоборот. В семипроцентном росте ВВП за прошлый год, например, три четверти - сырьевой источник. То есть других конкурентоспособных товаров почти нет, нынешняя наша рыночная среда не особо способствует их производству. Отсюда и сверхзадача нашей программы - помочь городу, всем, кто проявит к ней интерес, решать эти проблемы.
Блин - не комом
- Вы, довольно успешный предприниматель того самого малого бизнеса, пришли на чиновную работу. Зачем она вам?
- Интересно посмотреть на бизнес с другой стороны. Что-то полезное для него сделать. Я понимаю: в устах чиновника это звучит подозрительно. Но все так.
- А как это происходило - в бизнес, из бизнеса?
- В бизнес - будучи еще студентом Военмеха. Один приятель предложил. Учился я тогда на факультете управления производством по специальности "менеджер машиностроительных предприятий". Учился и работал. Подготовка в вузе была - грех жаловаться. Занимались в том числе по очень приличной норвежской программе. Одновременно - практика в группе предприятий "Северстали". Начинал курьером. Дальше все "ступеньки" - младший менеджер, менеджер, заместитель генерального директора, руководитель проекта. Полтора года работал в Москве. Предложение заняться малым бизнесом, да еще в общепите, с одной стороны, было, конечно, неожиданным. Но с другой - я к нему был готов. Суть любого бизнеса и управления им едина. А кому не захочется попробовать себя в своем деле? Тем более когда уже есть некоторая уверенность, что справишься?
- Как догадались, что российская "быстрая еда" - блины - хорошо пойдет в пику привозной?
- Честно признаться, маркетинговых исследований не затевали. Это же на глаз видно: "быстрая еда" - удачная новинка, всему миру пришлась по вкусу. Но с ней можно успешно конкурировать, если ту же удачную технологию услуг обогатить блюдами местной кухни. А блины среди них у нас в первых рядах. Начинали с киоска у метро "Московская". Через год их было уже 12. Сначала деньги просто занимали у знакомых "под идею". Потом стали кредитоваться в банке. Затраты окупались достаточно быстро. Сейчас наших блинных киосков - 36. Плюс три ресторана. Имеется специальная управленческая структура. Это уже не малый, а, скорей, средний бизнес. Он развивается. Процесс пошел. Но прежде пришлось решить множество организационных проблем. Не без помощи городской и районных властей, к которым у меня по этому поводу было много вопросов и предложений. Тогда меня, видимо, и приметили. Нынешний председатель комитета экономического развития Алексей Иванович Сергеев, с которым я познакомился, будучи на предпринимательском поприще, когда он работал главой Калининского района, напомнил о прошлых наших беседах и предложил мне самому поучаствовать в решении проблем малого бизнеса в рядах исполнительной власти. Я и подумал: а почему нет?..