КАК ИЗБАВИТЬ ПОРТ ОТ ПРОБОК
Решению транспортных проблем, связанных с работой Большого морского порта Санкт-Петербурга, был посвящен традиционный субботний объезд Валентины Матвиенко<br>
Губернатор в сопровождении своих заместителей посетила Первый контейнерный терминал - крупнейшего оператора, обрабатывающего подобные грузы. Его специалисты первыми внедрили информационную систему управления транспортными потоками, позволившую кардинально решить проблему пробок на подъездах к порту. Валентина Матвиенко работой портовиков осталась довольна, оценив ее на четыре с плюсом. Чтобы дотянуть до твердой пятерки, им осталось "загнать" контейнеровозы на специальные парковки.
70процентов контейнеров, обрабатываемых на Первом контейнерном терминале (ПКТ), вывозятся из порта на автомобилях. Параллельно с ростом объема переваливаемых грузов растет и число задействованных в транспортировке грузовиков - в прошлом году, например, ПКТ ежедневно обслуживал от 900 до 1700 машин. В результате на подъездах к порту возникали огромные пробки, в которых контейнеровозы стояли часами. Поэтому в прошлом году на заседании совета по координации транспортной деятельности Санкт-Петербурга с участием губернатора чиновники и руководство ПКТ договорились о совместном решении этой проблемы.
Как рассказал приехавшей в порт Валентине Матвиенко гендиректор ПКТ Евгений Южилин, специалисты проанализировали причины возникновения пробок и выявили две основные. Во-первых, это стихийно возникшая на подступах к контейнерному терминалу "биржа труда" частных водителей, желающих заработать на транспортировке морских грузов. А во-вторых, неравномерность подачи машин в разные дни недели и в течение суток.
Первую причину устранили административными методами, а для решения второй была разработана специальная информационная система, объединяющая водителей и диспетчеров с помощью интернета и мобильной связи.
Выглядит она следующим образом: диспетчер, получив информацию о приходе в порт нужного ему контейнера, подключается через интернет к информационной системе, где выясняет, в какое время терминал сможет обслужить машину. После чего бронирует это время за собой и отправляет информацию о том, когда нужно приезжать водителю контейнеровоза. Существует также возможность временно (не более суток) поставить грузовик на стоянке в терминале, если контейнер, за которым он приехал, еще не готов к разгрузке. ПКТ заключил 215 соглашений с транспортными компаниями, которые обязались выполнять новые требования. Система начала работать с 18 декабря прошлого года, и результаты ее стали видны практически сразу: пробки на подступах к порту исчезли.
Вместе с тем, по мнению Валентины Матвиенко, осталось решить следующую проблему - заставить водителей-частников, которые наряду с крупными транспортными предприятиями занимаются вывозом контейнеров из порта, держать свои машины на специально отведенной стоянке в Шушарах. С юридическими лицами в этом смысле проще, поскольку у них есть собственные места для парковки транспорта. Отказаться же от услуг водителей-частников ПКТ, по словам его генерального директора, не может, поскольку, во-первых, это противоречит антимонопольному законодательству, а во-вторых, на их долю приходится 40% грузовых перевозок, и если расторгнуть с ними договоры, грузы из порта будет вывозить просто некому.
- Мы не можем позволить, чтобы водители ставили грузовики у себя под окнами, а сами сидели дома, смотрели телевизор и ждали, пока их вызовут, - настаивала Валентина Матвиенко, обращаясь к руководителям ПКТ, - вы должны заставить их держать машины в Шушарах. Эти грузовики не могут стоять на улицах и газовать в жилых кварталах. То, что уже сделано с точки зрения решения проблемы транспорта, - это большой шаг вперед, но надо думать дальше.
Впрочем, это - проблема сегодняшнего дня. А завтрашний день, как рассказали Валентине Матвиенко в ПКТ, готовит новые сюрпризы. Так, в связи с ростом контейнерных перевозок в мире, на обработку этого вида грузов собираются переключиться еще несколько стивидорных компаний, работающих в Большом морском порту. В результате, если в прошлом году в целом по порту было обработано 1,3 миллиона TEU (единица измерения для контейнерных грузов, условно равная одному короткому контейнеру), то к 2010 году эта цифра составит 6,4 миллиона, то есть увеличится практически в 5 раз. Соответственно, увеличится и число машин, вывозящих и привозящих грузы в порт. И уже никакая информационная система не позволит избежать пробок, которые рискуют парализовать всю морскую торговлю.
Однако Валентина Матвиенко заявила, что не допустит увеличения обработки контейнерных грузов, пока к порту не будут подведены новые подъездные пути. Впрочем, по ее словам, отчасти эта проблема должна решиться к 2008 году, когда Западный скоростной диаметр соединит порт и КАД. "После этого въезд в центр города грузового транспорта будет запрещен", - подчеркнула губернатор.