НЕ КАЖДЫЙ СЫГРАЕТ МОНО
Шестой международный фестиваль моноспектаклей "Монокль", проходивший в театре-фестивале "Балтийский дом", завершил свою работу. Работы показали актеры из Болгарии, Украины, Македонии, Греции, Польши, Литвы, из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга. <br>
Спектакли проходили в камерных помещениях "Балтийского дома", в Доме-музее Достоевского, а также в доме Кочневой на Фонтанке. Залы с большим трудом вмещали всех желающих. На эпатажном представлении петербуржца Андрея Матюкова "Яр.Мо.Contra et pro" зрители, в основном молодые люди, просто висели гроздьями в проходах, сидели на полу, явно получая ни с чем не сравнимый кайф от смелых откровений и выразительных пластических решений артиста.
В необычное театральное пространство попали зрители на спектакле македонского артиста Байруша Мьяку. В центре черного зала стояла большая клетка, производившая впечатление зеркального куба. Зрители же сидели по обе стороны. В течение часа с всклокоченными волосами, раблезианского вида герой из "Записок сумасшедшего" Гоголя метался по этой клетке, завораживал и убеждал себя и других в истинности своих безумных идей. Как рассказал Мьяку, к Гоголю его заставило обратиться сегодняшнее состояние мира. Идея спектакля пришла после очередных телевизионных новостей. Пространство клетки зритель в своем воображении вполне может спроецировать и на события совершенно иного масштаба.
Считается, что моноспектакль изначально не предназначен для широкого зрителя, ткань его весьма интимна, и энергетика от близости исполнителя может оказаться потрясающе сильной.
- Однако сегодня критика отослала моноспектакль на выселки театрального искусства, обозначив его как что-то незначительное. А ведь далеко не каждый актер способен говорить о себе глубоко личностно, сокровенно и точно, - посетовал президент Международной ассоциации фестивалей моноспектаклей, член жюри фестиваля "Монокль" Валерий Хазанов. - Непременно надо поднимать значимость монодрамы. И требования к качеству постановок тоже должны быть серьезные. Каждый год мне приходится отсматривать до 200 работ и очень многое отвергать, порой даже не по причине некачественности, а в силу невостребованности этих произведений. У моноспектаклей должен быть зритель, и его надо воспитывать. В этом году на канале "Культура" пройдет цикл моноспектаклей, и можно только порадоваться по этому поводу.
Заметим, в России фестивали моноспектаклей проходят только в двух городах - в Питере и Москве. За рубежом этот жанр сегодня более популярен, чем в нашей стране. Давние традиции фестивалей имеют Германия, Польша, Македония, Сербия. Большой вес придается "моно"-фестивалям в Арабских Эмиратах. Армения отличается пристальным исследованием драматургии Шекспира в жанре монодрамы. Много лет проходит (благодаря усилиям вице-президента Международного форума театра одного актера Нины Мазур) фестиваль "Видлуння" на Украине. Нина Зиновьевна была членом жюри и питерского "Монокля":
- Я бываю на фестивалях во многих странах. Пока за рубежом этот процесс проходит более интересно, чем в России. Однако нигде нет такого уникального явления, как театр-фестиваль "Балтийский дом". Нельзя не отметить, что уровень организации "Монокля" весьма высок, и есть искреннее желание популяризировать этот вид театрального искусства. Состав участников разнообразен, представлено множество жанров: драма, трагедия, философская причта, фарсовое действо, исповедь-монолог...
Главным победителем Шестого международного театрального фестиваля "Монокль" стали Камиль Мачковяк, актер Театра им. Стефана Ярача (Лодзь, Польша), показавший спектакль "Нижинский". Вторую премию получил Велко Кынев из Национального театра им. Ивана Вазова (София, Болгария) за спектакль "Учитель". Третью премию вручили актрисе Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой Ирине Евдокимовой (Москва). Специальный приз жюри был отдан Александрасу Рубиновасу из Каунаса ("Спектакль после спектакля"). Дипломантами стали Наталья Кузнецова из Нижнего Новгорода, петербуржцы Андрей Матюков и Григорий Печкысев.