"ВЕРИШЬ?.. НЕ ВЕРЮ!"

Почему военкоматы сомневаются в религиозности призывников<br>

Конституционный суд упростил процедуру доступа к альтернативной воинской службе по религиозным убеждениям. Теперь для этого не нужно собирать множество справок и доказывать свою принадлежность к той или иной конфессии. Теоретически военкоматы обязаны принимать слова призывника на веру. Но это только теоретически... Реакция военных на постановление Конституционного суда - раздраженно-сдержанная. Заместитель военкома одного из районных комиссариатов Петербурга в частной беседе сказал, что это "лишний барьер в нормальной организации призыва", но на практике он "не помешает работе". То есть призывников будут обувать в сапоги независимо от судебных решений и деклараций свободы совести и вероисповедания в Конституции. На практике это выглядит следующим образом. За полгода до начала призыва юноша должен объявить военкомату о своем желании заменить военную службу альтернативной гражданской. Потом ему придется доказать, что служба с оружием в руках противоречит его вероисповеданию. Ему также предстоит убедить военкома, что вера его искренна. Ради этого от некоторых призывников требовали справку от священника и доказательства соблюдения поста. Но даже если сам митрополит выпишет ему справку, будто он пять лет служит алтарником в Александро-Невской лавре, не факт, что военные не пошлют его в ВДВ. Нынешнее решение Конституционного суда стало ответом на обращение призывников Олега Пильникова и Михаила Жидкова, которым военкомат отказал в замене службы: они позже срока подали соответствующие заявления. Это уже второе дело о праве граждан на альтернативную службу, которое рассматривал Конституционный суд: в 1999 году он разъяснил военным, что само право, закрепленное Конституцией России, не нуждается в конкретизации и является непосредственно действующим. То есть, предположим, в отсутствие ныне действующего закона военкоматы не могут лишать призывника права на замену службы, даже если он принадлежит к нетрадиционной конфессии (например, к "свидетелям Иеговы" или "адвентистам седьмого дня", доктрины которых запрещают своим адептам брать в руки оружие). Но в последующие семь лет военкоматы продолжали играть по своим правилам. Петербургскому призывнику Олегу С., который заявил о своей приверженности к православию, отказали на том основании, что РПЦ будто бы не запрещает, а поощряет военную службу. По информации общественной организации "Солдатские матери Петербурга", в 2006 году около тысячи молодых россиян выбрали альтернативную воинскую службу. И далеко не все они религиозные люди, которым вера не позволяет держать в руках оружие. Большинство не хочет сталкиваться с казарменными пытками, которые у нас стыдливо именуют "неуставными отношениями". Кто-то боится голода, кто-то - попасть в зону военных действий, кто-то - принуждения к подписанию контракта. Сегодня форма альтернативной службы определяется далеко не демократическим путем. Молодой человек не может сам выбрать место службы, например в каком-нибудь хосписе. Решающее слово в этом вопросе принадлежит военным, которые легко могут отправить его на военные производства далеко от дома. Перечень рабочих специальностей составляет около 300 наименований, поэтому де-факто он легко может попасть в хозчасть авиаремонтного завода с обычными солдатами-срочниками. И делать ту же самую работу на полтора года дольше. Прямая речь Борис Александров, юрист и правозащитник: - Рассматривать заявления призывников о замене военной службы должны не военные, а гражданские комиссии. В них должны входить психологи и специалисты по религиозным культам. Где призывник будет проходить альтернативную службу, должен решать не военком, а городская служба занятости. Есть масса дефицитных специальностей, которые плохо оплачиваются, но на которые не возьмут гастарбайтеров - санитары больниц, например. Срок службы должен составлять не более 2-2,5 года. Николай Артамонов, адвокат: - Не существует четких критериев, по которым сотрудники военкоматов могли бы оценить степень веры человека. Они заинтересованы в том, чтобы отправить юношу в казарму, и их решения очень сложно оспорить. У меня был клиент, баптист, которого в военкомате презрительно нарекли "сектантом" и, не вникая в подробности, отправили в стройбат. Альтернативную службу разрешают, но только очень небольшому числу призывников, чтобы потом никто не мог упрекнуть самого военкома в неисполнении федеральных законов. Роман М., 20 лет, баптист: - Я написал заявление в военкомат с просьбой направить меня на "альтернативку" по религиозным убеждениям. Помощник военкома взял мое заявление, специально открыл дверь кабинета, чтобы все слышали, и начал орать на меня матом. Он утверждал, что я просто хочу "закосить", потому что боюсь трудностей. Он пообещал отправить меня, куда Макар телят не гонял, на какие-то рудники, где я буду работать вместе с зэками от рассвета до заката. Проблемы, которые у меня могли быть в казарме, покажутся мне ерундой после общения с блатными. Он сказал, что меня там обязательно "опустят" и будут отбирать пайку, - он, мол, об этом позаботится. Какая же это альтернатива, мне практически не оставили выбора! Я не понимаю, почему я должен все это терпеть в течение трех с половиной лет, поскольку не совершал никаких преступлений. Их нравы Каждый пятый - альтернативщик В любой европейской стране, где сохранилась воинская повинность, альтернативной службой пользуются 10-20 процентов призывников. Они не только вправе сами выбирать место ее прохождения. До того, как юноша примет решение, ему обязаны организовать экскурсию на место службы, он должен хорошо представлять себе суть своих обязанностей. Никто не вправе на него давить, если он решит отказаться, ему должны предоставлять новые экскурсии. На всех граждан, проходящих альтернативную воинскую службу, распространяется действие трудового законодательства. В частности, после восьми часов работы он может переодеваться и идти домой. И уж тем более никто не вправе переводить его в другой город, если по месту его жительства есть варианты альтернативной службы.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.