О ДОТАХ ПРОЯВЯТ ЗАБОТУ?
Ленинградская область - единственный регион, в котором велись ожесточенные и длительные сражения Великой Отечественной, но у которого нет соответствующего музея. Бункеры и доты, батареи и форты, устоявшие в пекле, дряхлеют в запустении и погибают от рук местных жителей. <br>
Например, прошлой зимой растащили на металлолом сооружения в Сестрорецке и Белоострове, а один из дотов даже приспособили в качестве фундамента для дачного домика. Долговременные артиллерийские и пулеметные точки недалеко от поселка Орехово до 1940 года принадлежали Финляндии и входили в оборонительную "Линию Рауту", которая располагалась как раз перед знаменитой "Линией Маннергейма". После войны сооружения оказались в ведении Министерства обороны и использовались как учебные до недавнего времени. Теперь на дотах нет дверей с замками. Внутри многих еще остались системы отопления и вентиляции, в некоторых - пулеметные и орудийные станки. Но с каждым годом "интерьеры" пустеют - их разбирают на лом местные жители, готовые тащить на себе пару центнеров металла,чтобы сдать за несколько десятков рублей.
Государство либо не участвует в сохранении памятников военной истории, либо пытается отдать их в руки частных инвесторов, которым это, в принципе, не нужно. Как сохранить первозданный вид памятников и найти им должное применение? Нам хорошо известны примеры Финляндии, Франции, других стран, где созданы музеи фортификации. Самый оригинальный пример - история форта Баярд, который был куплен за 1 франк и на котором был заработан не один миллион. Год назад в Белоруссии открылся музей "Линия Сталина". Там воссоздан полностью весь комплекс оборонительных сооружений, построенный в 1939 году на границе СССР с Польшей. Линию восстанавливал целый инженерный полк по всем правилам фортификации. Таких комплексов в мире только два - второй во Франции на знаменитой "Линии Мажино". Отдельные огневые точки используются в качестве музеев в Финляндии, Германии, Польше, Чехии.