СОЦИОЛОГ НА ОБОЧИНЕ
Социология давно получила у нас общественное признание. Опросы населения на самые разные темы прочно вошли в нашу повседневность. Однако в последнее время и среди социологов, и среди тех, кому адресованы результаты их исследований, растет ощущение ненужности, даже бесполезности всей этой информации.<br>
Сами социологи с грустью констатируют: любые, самые сенсационные данные опросов общество и власть воспринимают с удивительным равнодушием.
Население воспринимает деятельность социологов как форму привлечения внимания и повышения рейтингов различных средств массовой информации. К тому же интерактивные опросы, проводимые электронными СМИ по всякому поводу и на любые темы, изобилуют дурацкой постановкой вопросов, методически некорректны по форме и содержанию, а потому не столько способствуют утверждению в массовом сознании необходимости социологии, сколько наносят серьезный вред ее репутации. Такая социология превращается во что-то среднее между орудием пропаганды и способом позабавить скучающую публику.
Властные структуры, казалось бы, проявляют к социологической информации неподдельный интерес. Не знаю как в других регионах, но в Петербурге правительство города тратит немалые деньги на проведение исследований. Практически все крупные городские целевые программы разрабатываются при участии социологов. Но вот что характерно: общественное мнение учитывается только в тех случаях, когда властям его удобно и выгодно учитывать и предавать огласке. Если результаты социологического обследования почему-либо не устраивают заказчика, их чаще всего стараются прибрать подальше и не доводить до сведения широкой публики.
Общественное мнение у нас пока еще не стало эффективным социальным институтом, который бы влиял на принятие решений властными структурами, политическими партиями, общественными институтами. Только в период предвыборных кампаний все игроки политической сцены внезапно осознают всю значимость их образа в общественном мнении и начинают предпринимать лихорадочные усилия, чтобы убедить избирателя в том, что именно они лучше всех понимают нужды и проблемы народа, что только они способны наконец сделать всех счастливее и богаче. Но электорат уже стал умней, опытней, и его так просто не проведешь. Народ иронически обсуждает: кто победит - Аршавин или Плющенко? Какие партии смогли привлечь в свои ряды больше певцов, артистов и прочих знаменитостей? Так серьезная повседневная работа, связанная с учетом и формированием общественного мнения по значимым вопросам, заменяется предвыборным шутовством.
Люди с каждым годом все меньше верят, что их мнение действительно интересует власть и политиков, что оно может всерьез влиять на принятие важных решений, затрагивающих социальные проблемы. Когда по итогам 2006 года правительство рапортует о том, что пенсия в среднем выросла на 6 процентов, полагая этот рост своим достижением, пенсионеры не понимают, смеяться им или плакать и не издевается ли власть над ними? Правительство, Государственная дума, политические партии, региональные структуры власти имеют крайне низкий уровень поддержки и доверия населения, и только президент Путин, как и Пушкин, теперь наше все. В итоге растут отчуждение народа от власти, политическая апатия, социальное равнодушие, и как результат - явка избирателей на последних выборах в Законодательное собрание Петербурга едва превысила 30 процентов, что воспринимается уже как показатель высокой активности петербуржцев.
Когда в России сложится настоящая многопартийная система или хотя бы появятся две сильные партии, обладающие реальной социальной базой и конкурирующие за голоса избирателей не с помощью привлечения звезд шоу-бизнеса и спорта, а на основе принципиальных различий в стратегии и тактике дальнейшего развития страны, - только тогда народ снова начнет интересоваться политикой. Когда важнейшие решения, затрагивающие значительные слои населения (типа пенсионной реформы, монетизации льгот и т. п.), будут не штамповаться парламентом в скорострельных чтениях, а приниматься на основе дискуссий, споров, с учетом мнений людей, интересы которых эти решения напрямую затрагивают, - тогда и общественное мнение станет реальным инструментом политической жизни. Вот тогда и власти, и политической элите, и обществу в целом действительно потребуется социология - не как элемент предвыборных технологий, а как зеркало, отражающее оценки, мнения, настроения различных слоев социума.
Немалую роль в востребованности социологии сыграют и СМИ. Именно газеты, телевидение и радио станут наиболее частыми заказчиками социологической информации, чтобы чувствовать нерв жизни общества и стать по-настоящему интересными своим зрителям, слушателям, читателям. Но и это случится лишь после того, как СМИ станут политически и финансово независимыми.
Как скоро все это произойдет, сказать не берусь, но в том, что именно так и будет, не сомневаюсь. Потому что десятки стран уже прошли тем же путем. Пока же социолог, увы, остается на обочине общественной жизни.
Когда в России сложится настоящая многопартийная система или хотя бы появятся две сильные партии, обладающие реальной социальной базой и конкурирующие за голоса избирателей не с помощью привлечения звезд шоу-бизнеса и спорта, а на основе принципиальных различий в стратегии и тактике дальнейшего развития страны, - только тогда народ снова начнет интересоваться политикой.