ТАДЖИКСКОГО РАЗНОРАБОЧЕГО ГОД НЕ ЖДУТ

Зачем создают новую систему квотирования трудовых мигрантов<br>

Сентябрьские волнения на национальной почве в Кондопоге заставили власти всерьез задуматься, какие законы можно принять в интересах коренного населения страны. Поскольку совсем отказываться от приезжей рабочей силы нецелесообразно, власти решили контролировать миграционные потоки, их масштабы и "качество". В середине ноября 2006 года премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление, согласно которому с 1 апреля иностранных продавцов выгонят из всех мелкорозничных точек. Жителям данного региона должно быть отведено 20 процентов мест на рынках - это лишь минимальная квота, которую местные власти могут повышать (в Москве, например, она уже повышена до 50 процентов). На прошлой неделе глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов заявил, что с 2008 года в России получат новую систему квотирования мигрантов - не только количественную, но и качественную. ЛЕГЧЕ "ДАТЬ НА ЛАПУ" Суть новаторства в том, что формировать квоту будут сами работодатели. В течение года они составят заявки на конкретные профессии, которые рассмотрят власти региона и профсоюзы. Затем списки отправятся в заинтересованные министерства и ведомства, где и появится окончательный вариант общероссийской квоты. По мнению ряда экспертов, эта система вполне в духе мировой практики, но в России вряд ли осуществима. "Вы можете себе представить строительную фирму, которая год ждет, пока ей разрешат принять на работу таджикского разнорабочего?" - посмеивается источник в комитете по социальной политике администрации Петербурга. По оценке Федеральной миграционной службы, в России трудятся 10-13 миллионов иностранцев, а соответствующая квота определена правительством в 350 тысяч человек. Это значит, что на каждого легального мигранта приходится порядка тридцати нелегалов. Казалось бы, работодатели должны биться за то, чтобы именно их работники "попали в квоту", но ничего подобного в большинстве регионов не происходит. Например, в Петербурге в 2006 году рассчитывали зарегистрировать 10 тысяч гастарбайтеров, а реально оформили 9 тысяч. При этом очевидно, что город переполнен переселенцами, по некоторым оценкам, их число в Питере уже перевалило за миллион. - Процедура натурализации мигрантов до крайности бюрократизирована, - говорит Сергей, начальник отдела персонала одной из строительных фирм Петербурга. - Коллеги рассказывали, что по несколько месяцев обивали пороги различных учреждений, чтобы в итоге получить для своего работника годичное разрешение на работу, которое вскоре требовалось продлевать. К тому же платить за легального мигранта придется больше, чем если просто "дать на лапу" проверяющим. У нас вся система организована таким образом, чтобы нелегалов было невыгодно официально регистрировать - с этого кормятся и милиция, и чиновники, и всевозможные конторы, предлагающие помощь в натурализации. Новые законы, принятые в 2006 году Госдумой, увеличивают размеры штрафов для работодателей: 500 тысяч рублей с автопарков или строительных фирм за каждого нелегального работника, 800 тысяч с рынка, пустившего торговать без соответствующих документов. Ранее штрафы тоже не были мизерными (200-300 тысяч рублей), но они никого не пугали. Например, строители на этот случай создавали субподрядчика-однодневку, который и поставлял на объект рабочую силу. Поймали на объекте нелегалов - а к самому застройщику претензий быть не может. Последние повышения штрафов приведут разве что к росту теневых расценок: если раньше возврат одного нелегала из милиции к нанимателю обходился в 500 рублей, то сейчас, по слухам, милиционеры в Петербурге хотят уже вдвое больше. НАЛОГ НА КОНКУРЕНТОВ? Видные городские чиновники высказывают мысль, что Петербург должен конкурировать с другими субъектами Федерации, чтобы не ослабить поток мигрантов. Для этого предлагается упростить возможность легализации мигрантов и создать условия, чтобы они и их семьи получали социальный пакет за счет бюджета. Городу необходимы 200-300 тысяч трудовых мигрантов для насыщения кадрами ряда отраслей экономики. - Если нанимать на стройки русских рабочих, минимальная зарплата составила бы 700-800 долларов, а молдаване и таджики корячатся за 300, - говорит экономист Андрей Близнец. - Это очень удобно, это почти рабы. Им не нужно оплачивать отпуск или больничный, их можно уволить в любой момент без выходного пособия. Конечно, не получится вечно размещать их в бараках и кормить кашей из полевой кухни два раза в день. Поэтому работодатели хотят, чтобы мигранты натурализовались и получили социальный пакет за счет бюджета. В Питере, например, в роли лоббиста используется Союз промышленников и предпринимателей. Получается, что налоги петербуржцев идут на привлечение конкурентов, которые сбивают уровень зарплат и в конечном счете отбирают у них рабочие места. Конечно, это касается пока не программистов и инженеров, а преимущественно водителей и рабочих. НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМ Парадокс в том, что российским властям, похоже, нужны как раз низкосортные мигранты. Те, кто будет за копейки водить автобусы, ремонтировать дороги и строить дома - и это странная тенденция для развитой страны. Например, Канада всего в два раза уступает России по площади, а по населению - в 4,5 раза. При этом канадцы привлекают иностранных рабочих очень выборочно, оценивая профессиональные, интеллектуальные качества, уровень образованности, наличие судимостей и состояния здоровья при помощи теста. Сумма набранных баллов определяет ответ властей на ходатайство о получении рабочей визы или "гринкарты". Являясь одной из самых редко населенных стран, Канада находится на седьмом месте в мире по объемам промышленного производства, и никто из ученых не утверждает, что экономика встанет без притока рабочих из-за границы. Там решают эту проблему за счет повышения производительности труда. Это немыслимо без серьезных вложений в образование населения, на которые российские власти идти не хотят. - Мигранты стараются заполнить ниши, не пользующиеся спросом у россиян, - возражает аналитик консалтинговой компании "Совет плюс" Виктор Пустовойченко. - Гастарбайтеры как раз дают возможность петербуржцам работать в офисах и получать приличные зарплаты, а не ковыряться в асфальте на морозе. Некоторые специалисты отмечают, что в России мигрантов 8 процентов населения, а безработных 7 процентов, но это не значит, что у нас нет дефицита рабочей силы. У безработицы масса объективных причин: географических, образовательных, социальных. Главная проблема в другом: русское большинство пока не может "переварить" приезжие массы, адаптировать их к своему типу культуры. Еще в 1936 году английский экономист Джон Кейнс высказал идею привлечения иммигрантов именно в проблемные регионы. Ведь разумно было бы выплачивать "подъемные", если иностранец едет жить в Воркуту, и, наоборот, брать деньги с желающих осесть в Петербурге. На пороге нового тысячелетия России удалось избежать демографической ямы: в трудоспособный возраст вступило поколение, рожденное во время бэби-бума 1983-1987 годов, а на пенсию отправились немногочисленные "дети Второй мировой". К 2001 году из 144 миллионов россиян в трудоспособном возрасте находились 90 миллионов человек - завидный показатель для любой европейской страны. Однако демографические прогнозы на будущее пессимистичны. В последние два года рабочая сила сокращалась на 300 тысяч человек ежегодно, к 2008 году сокращение достигнет миллиона человек год, а к 2016 году - 1,5 миллиона человек. К 2020 году трудоспособных россиян останется около 75 миллионов человек. Понятно, что решить демографический кризис за счет повышения рождаемости удастся не раньше 2030 года. Значит, остается либо повышать производительность труда, либо привлекать иностранцев.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.