ЖЕРАР КРАВЧИК: "МЫ ЖИВЕМ В МИРЕ, ГДЕ НУЖНО СМЕЯТЬСЯ"

Режиссер криминальной комедии "Такси-4" вступил в спор с Голливудом<br>

Выход на российские экраны экшн-комедии "Такси-4" связывают прежде всего с именем прославленного создателя "Никиты" и "Пятого элемента" Люка Бессона. Однако не все знают, что Бессон выступает во всех фильмах "Такси" как сценарист и продюсер. Режиссер же серии фильмов, рассказывающих о похождениях незадачливого полицейского Эмильена и его расторопного друга-таксиста Даниэля, - Жерар Кравчик. Недавно он представил петербургским зрителям свою новую комедию и дал эксклюзивное интервью корреспонденту "НВ". Насмешка - здоровое чувство - Жерар, хочу вам сказать, что не являюсь поклонницей экшн-фильмов и предыдущие "Такси" не смотрела. Так вот, я смеялась во время фильма беспрерывно. Ситуации глупые, но жутко смешные. Как вам удается достичь такого эффекта? - Не надо бояться делать чисто развлекательное кино без особых претензий. Задача комедии - не поднимать какие-то глобальные проблемы и не решать социальные вопросы, нет - только смешить людей, и чем кажется легковеснее и беспечнее - тем лучше. И пусть обо мне, как о режиссере, даже скажут такую вещь: "О, это тот Кравчик, который снял глупый, легкомысленный фильм", я только порадуюсь. - А сложно снимать смешно? - Комедия - трудный жанр. Потому что, когда комедия не удается, не остается вообще ничего. Только стыд и неловкость. Зритель, когда идет на комедию, знает, что он идет смеяться. "Такси" особенно трудно было снимать. Это совершенно особый фильм. Он связан с ритмом. И мне, как режиссеру, постоянно приходилось выступать в качестве камертона. Моя задача была, чтобы актеры работали в одном направлении. И потом их было очень трудно вообще собрать на одной площадке - у всех масса других съемок, проектов и так далее. - Главный комплимент, который вы получили от зрителей? - Мне запомнились слова одного 12-летнего парижского мальчика, который сказал, что ему больше всего понравился четвертый фильм, а еще второй, который он посмотрел 12 раз. Но больше всего меня радует, когда я вижу людей, выходящих из зала, - у них улыбка на лице, глаза сверкают. А когда в зале взрывы хохота - это трогает больше, чем слова. - У вас полицейские выведены в очень смешном, глупом виде. Вас не обвиняют на родине в излишних нападках на стражей порядка? - О, нет! Мы во Франции относимся иронично ко всем социальным институтам. Это очень здоровое чувство - насмешка. И потом мы находимся в рамках выдуманного сюжета, фикции. Нет, нет, полицейские не обижаются, когда мы высмеиваем их глупость. Потому что наши шутки не грубые и не злобные. Мы живем в таком мире, где нужно смеяться. Те, у кого много юмора, обожают этот фильм. У кого нет чувства юмора - вы догадываетесь, что они думают об этой картине. Никакого удовольствия ездить по Парижу - Что заставляло вас браться за незатейливые сюжеты с такси? Любовь к машинам? К скорости? К машине марки "Пежо", которая в фильме фигурирует как один из главных персонажей? - Все вместе, наверное. Да, безусловно, я люблю и эту марку машины, и скорость - а на съемках мы развивали ее до 330 километров в час! Но в действительности по Парижу не доставляет удовольствия ездить на автомобиле из-за жутких пробок, лучше уж на мотоцикле. Думаю, главное - фильмы делаются прежде всего из большого желания их сделать. Никто вначале не знал, что получится. И Люк Бессон не был уверен в успехе. Он меня спрашивал перед премьерой первого "Такси" с волнением: "Хороший будет фильм, Жерар?" Но зрители были в восторге, подходили и спрашивали, а будет ли продолжение? Фильм принадлежал зрителям - было такое впечатление. И мы все время думали, что вот этот очередной фильм мы снимаем в последний раз. Думаю, что "Такси-4" уже действительно будет завершающим - герои повзрослели, пора им угомониться. Режиссер - это прораб, а не заказчик - Жерар, как произошло ваше знакомство с Люком Бессоном? - Это было десять лет назад на съемках фильма "Лето катится под гору". Мне кажется, в России он не шел. Я был у Люка режиссером. А потом большая часть съемочной группы пошла работать с ним в других фильмах. Я видел, что Люку нравилось, как я работаю. И я предложил ему стать продюсером моего фильма, дал почитать свой сценарий. Люк сказал, что ему нравится идея, но быть продюсером отказался. Я не обиделся. Ну а потом судьба нас снова свела - во время съемок первого фильма "Такси" с режиссером случилось несчастье, и Люк предложил продолжить съемки мне, иначе фильм мог бы вообще не состояться. Я отснял практически все сцены экшн. - Жерар, а вы бы могли быть продюсером? - О, нет! Это другая профессия, мне это, как Бессону, не удалось бы. Режиссер - это как архитектор и одновременно прораб, который руководит строителями. Но это не заказчик, который умеет находить деньги. Кино такое дорогостоящее мероприятие, что, если бы я хоть на секунду представил, сколько стоит тот или иной эпизод, у меня бы наступил полный паралич мозга. Я бы не смог ничего сказать актерам, потому что в моей голове включился бы счетчик, сколько я теряю за каждую минуту простоя, как я буду покрывать расходы. Нет, пусть об этом болит голова у продюсера. Прежде всего я должен решать на съемочной площадке творческие задачи. - И вы, конечно, не знаете, каков бюджет фильма? - Точно не помню. Но я знаю, что четвертое такси дороже, чем третье. Легче понять в сравнении: бюджет фильма "Амели" в три раза больше, чем "Такси-4". А если взять такой американский экшн, как "Смертельное оружие", то на его бюджет можно сделать восемь "Такси". Голливуд убивает чужое кино - Это удивительно, что бюджет скромен. Взрывы и разрушения кажутся основательными и не выглядят картонными. Вы пытаетесь соревноваться с Голливудом? - Да, мы хотим уверить мир, что умеем снимать не хуже американцев. Нам хочется возродить французскую комедию-экшн! Такую, какую ее помнит зритель с Луи дю Фюнесом и Бельмондо. Наше желание - сохранить свою живую кинематографическую страницу в формате традиционного европейского жанра. Но, к сожалению, мы не имеем тех прав в американском прокате, какие американцы имеют в нашем. Проводится протекционистская политика по отношению к нашему кинематографу. Американцы снимают очень хорошее кино, высококачественное. У них есть возможности купить "Такси" и, написав свой сценарий, сделать римейк. Американский зритель видит свое "Такси" - не Люка Бессона и не Жерара Кравчика! - Так было и со всеми другими "Такси"? - Да. Так было и с "Возвращением Мартина Герра", и с "Никитой", и со множеством других картин. Увы! Голливуд убивает кино других стран. - Вы предпочитаете снимать комедии? - Вовсе нет. Я снимаю и более интимное кино - душевное, психологическое. "Жизнь принадлежит нам" - так называется мой фильм о французской жизни. До этого у меня был фильм "Лето катится под гору" - фильм очень чувственный, красивый. - Жерар, объясните происхождение вашей фамилии - она ведь не французская? - Польская, хотя я родился во Франции. Но мои дедушка и бабушка приехали из Польши, а родители матери - из Киева. - Значит, вам близка славянская культура? - Очень. - И вы не в первый раз в России? - Второй раз. Но в Петербурге впервые. Ничего не успел посмотреть - всего один день! Эрмитаж, и вот - на встречу в кинотеатр. В Москве такая же сжатая, короткая программа. - Для вас есть понятие судьбы? Может, Россия недаром возникла? Нет ли задумки поставить здесь фильм? Может, о нашей милиции - настоящую комедию-экшн? - (С жаром.) Да, да! Я верю в судьбу. Если кто-нибудь предложит хороший сценарий, почему бы и нет? За две недели проката во Франции "Такси-4" посмотрели около трех с половиной миллионов зрителей - фильм собрал 30 млн евро. В России разослано в кинотеатры более пятисот копий фильма. Жерар Кравчик - профессиональный режиссер, закончил Высшую парижскую государственную киношколу. При этом имеет экономическое образование, которое ему не пригодилось. Люк Бессон не имеет специального кинообразования, но обладает сверхповышенным чутьем на киноуспех - его называют "французским Спилбергом". Даже не совсем удачные картины продюсера мгновенно становятся сенсацией.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.