ПЯТНА ПОД ЗАСТРОЙКУ НА СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Сегодня - 85 лет со дня создания Пушкинского музея-заповедника в Псковской области. Эту дату "Михайловское" встречает в яростной борьбе с застройщиками<br>
Пережив две революции, две войны и коллективизацию, в нынешние сытые годы музею-заповеднику "Михайловское" в Пушкинских Горах грозит перевоплощение в район элитной коттеджной застройки, в котором туристы уже не смогут почувствовать источник знаменитого пушкинского вдохновения.
Люди, побывавшие в последние год-два в Михайловском, говорят: "Музей-то чудный, и содержат его хорошо, и сотрудники такие милые... Но вот что творит местная власть - уму непостижимо". И - страшные рассказы о гигантских коттеджах, которые сжимают зловещее кольцо вокруг Пушкинского заповедника.
Музейщики со скорбью говорят о бессовестных людях, которые скупают участки вокруг музейной территории, возводят здесь постройки, несовместимые с обликом старинного села.
По словам сотрудников музея-заповедника, местная власть продает землю под застройку, не считаясь с мнением администрации "Михайловского".
Научный сотрудник музея Лидия Токарева рассказала, как членам ученого совета Пушкинского заповедника (в него входят представители всех пушкинских музеев страны - из Москвы, Петербурга, Болдина...) показали котлован - огромную яму возле Святогорского монастыря, где покоится прах поэта и возле которого планировалось строительство кафе. Оказалось, разрешение на постройку дала районная администрация, хотя речь идет об охранной зоне памятника федерального значения. И хотя это строительство удалось остановить, земля эта теперь в аренде, а вместо поляны, где раньше гуляли дети поселкового садика, - яма.
А вот частный дом в деревне Зимари - это совсем рядом с Михайловским - выстроен. Эта высоченная для сельского ландшафта башня уродует пейзаж, за созерцание которого туристы, между прочим, платят деньги. Они приезжают издалека сфотографировать усадьбу Пушкина, а получают типовую "новорусскую" застройку.
Огромный дом в Зимарях отнюдь не единственный источник головной боли музейщиков.
Жить возле усадьбы Пушкина мечтают многие богатые люди. Они идут на все, чтобы этого добиться. Члены ученого совета говорят о "наступлении капитала на культуру", обвиняют местную власть в потакании богатеям.
По словам директора музея-заповедника Георгия Василевича, администрация района позволяет себе опротестовать принадлежность окружающих Михайловское деревень к заповедной территории, хотя существует постановление Правительства РФ от 20 февраля 1995 года, закрепившее за заповедником площадь в 9713 гектаров земли, включая земли, не изъятые от основных землепользователей. До этого постановления музей владел только 666 гектарами, что означало невосполнимую утрату исторического ландшафта вокруг пушкинской усадьбы.
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть
И равнодушная природа
Красою вечною сиять...
А.С. Пушкин
МУЗЕЙЩИКИ ПРИЗЫВАЮТ
ПРЕДОТВРАТИТЕ СТИХИЙНУЮ ЗАСТРОЙКУ ЗАПОВЕДНИКА!
Из решения ученого совета Пушкинского заповедника:
"Администрации заповедника "Михайловское" совместно с Псковской областной и Пушкиногорской районной администрациями разработать оперативные меры по предотвращению стихийной неконтролируемой застройки территории заповедника".
ВЛАСТЬ ОТВЕЧАЕТ
"МЕНЯ, КАК ПУГАЛО, ПОКАЗЫВАЮТ ДЕТЯМ ТУРИСТОВ"
Николай ЩУРАКОВ, глава Пушкиногорской районной администрации:
- О какой застройке на территории заповедника идет речь? Они на своей территории сами строят, мы в это не вмешиваемся. А остальная земля - извините, наша. Вы можете смеяться, но у такого старого и заслуженного музея-заповедника, как "Михайловское", до сих пор нет охранной зоны. Все заявления о том, что новострой возникает в охранной зоне, не выдерживают критики. Эту зону музей собирается установить аж с 1995 года. 12 лет прошло, но охранной зоны до сих пор нет. И мы не можем инициировать ее создание, поскольку этот вопрос не в компетенции местной власти. Хотя я лично умоляю администрацию заповедника решить наконец эту проблему. Ведь я оказываюсь крайним, меня, как пугало, показывают издали детям туристов. Но музейщики уверены, что имя Пушкина должно каким-то образом все урегулировать без их стараний. Ну не бывает такого в нашей стране в наше время!
На сегодняшний день никто не может запретить возведение зданий в тех местах, которые музей называет "охранной зоной". Никаких обременений застройщик не получает. Был случай, когда я не давал разрешения на застройку, так на меня "наехала" прокуратура, куда пожаловался застройщик. Я был вынужден объяснять, на каком основании я отказываю человеку, желающему арендовать землю, когда у меня в районе не должно быть бесхозной земли - ее или пахать должны, или на ней должны жить и трудиться люди. Пустая земля, может, благо для музея, может, им приятно ее созерцать, а ко мне опять из прокуратуры приходят: почему я держу ее пустой? Я согласен, что Пушкин - великий поэт, но почему наш поселок должен остановиться в развитии? Ну давайте снесем все вокруг, пусть музейщики сами ходят в лаптях, как крепостные, со свечками сальными сидят, ни радио, ни интернета, никаких машин, никаких удобств. Большой еще вопрос, понравится ли это туристам, которые кормят музей.