БОРИС АРАКЧЕЕВ: "МУЗЕЙ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ХРАМОМ НИ ДЛЯ ОДНОЙ КОНЦЕССИИ"
Борис Аракчеев считает, что дети должны водить родителей на экскурсии, а не наоборот<br>
-Борис Серафимович, два месяца назад вас назначили директором Музея истории религии, чтобы вывести его работу на новый уровень. Каким вы хотите видеть свой новый музей?
- Я вижу его одним из самых главных музеев в Петербурге. Это серьезный научный центр по религиоведению, уникальное учреждение и для России, и для всего мира. Здесь не только сосредоточены интересные коллекции по Востоку, православию, католицизму, но и работают специалисты, изучающие различные религиозные течения. Сегодня перед музеем стоят новые задачи по привлечению посетителей, по представлению всей накопленной здесь информации, которая знакомит с религиозными взглядами, существующими на земле, в России, в Петербурге. Уровень культуры общества зависит от информированности, невежество и веронетерпимость связаны с тем, что люди не знают и не понимают чужой культуры.
Есть еще очень интересное направление - это рассказ о петербургских семьях, состоящих из людей разных конфессий, где и муж, и жена, и потом дети исповедовали разные религии и не были из-за этого в конфликте друг с другом. В нашей экспозиции этого вообще нет, а мне хотелось бы это видеть, и даже не как директору музея, а как петербуржцу, потому что такие семьи - интересный пласт нашей культуры. Надо сказать, что такие примеры есть в музейной практике и Англии, и Америки, они очень активно показывают, как сосуществуют люди с разной верой, с разным мировоззрением.
- До сих пор основными причинами того, что музей непопулярен, называли переезд и новое место, которое не лежит на пути туристов, как Казанский собор, где музей находился почти 60 лет...
- Почтамтская - место отличное, лучшее трудно выбрать. Это самый центр города, рядом Исаакиевский собор, Манеж, Музей связи. Казанский собор был в некотором смысле противоречием: люди приходили в храм, а не в Музей истории религии и атеизма. Как это - в соборе разговор об атеизме? Представление о духовном мировоззрении вообще не должно быть представлено в храме, принадлежащем определенной конфессии. А здесь великолепное здание, оснащенное, приспособленное для хранения экспонатов.
- Духовенство и представители религиозных объединений хотят с вами сотрудничать?
- Даже за короткий период моего директорства уже не раз приходили представители различных конфессий и религиозных групп и мы говорили о возможностях совместной работы. К нашему юбилею - а в ноябре этого года музею исполняется 75 лет - мы планируем открыть выставку "Петербург религиозный". Хочется думать, что как раз эта выставка позволит нам все отношения с конфессиями обозначить, потому что в некотором смысле мы являемся координационным центром, где собрана информация о петербургских конфессиях.
- Мне всегда казалось, что любой религиозный праздник - и православный, и мусульманский, и католический - должен проходить и в музее, где есть возможность рассказать и показать историю и традиции...
- Все религиозные праздники связаны с культовыми действиями, возможными только в храме. Не придут к нам справлять праздник так, как нужно по религиозным канонам. Музей не может быть храмом ни для одной конфессии, но традиция обозначения религиозных праздников и событий у нас началась. Живой пример - это небольшая выставка к восточному новому году, которую сменила мини-выставка "Мухаммад. Человек, Пророк, Посланник Бога". Эта выставочная программа представит то, что в культовом сооружении не дать: историю, традиции, интересные вещи из культурного наследия. Мне очень хочется обратить внимание на Восток, потому что здесь уникальная коллекция, а наш российский православный народ очень плохо знает эту культуру. Я думаю, что если мы сможем более подробно представить восточную культуру, то и отношение к людям с Востока будет совсем другое. Если будут видеть, какая богатая культура и история за этими "черными" стоит, что они не только на базаре торгуют, что они другие, но не менее интересные. Потому что то невежество, которое есть, - это страшно.
- В то же время экспозиция, посвященная исламу, все никак не откроется, хотя сейчас эта тема, пожалуй, самая актуальная...
- Действительно, она долго готовится. Может, к Дню города успеем. И восточная коллекция буддийская в этом году должна быть представлена посетителям.
- Руководители музеев обычно жалуются на нехватку денег...
- Вы знаете, в музейной работе дело не в деньгах, их всегда не хватает. Дело в том, как использовать средства. На интересные проекты широко работает форма внебюджетного финансирования, гранты и фонды. Поэтому вопрос не в деньгах, а в идеях и возможностях их реализации, еще надо искать людей, владеющих менеджерскими способностями для того, чтобы эти идеи воплощались в жизнь.
- Кстати, вы собираетесь расширять штат, привлекать новых сотрудников?
- Коллектив уже понемножку меняется. Кроме того, мы будем проводить и структурные изменения, потому как музей не менялся с советских времен, а опыт работы показывает, что сейчас другие акценты, другие подходы и другие задачи перед музеями. Реформы же возможны при наличии тех людей, которые их воспринимают. Коллектив не может не омолодиться, сейчас такое время, это все естественно и есть желающие сюда прийти. С другой стороны, от старых опытных сотрудников, какие бы они ни были консервативные, отказаться нельзя, они владеют информацией, без которой ничего нового не создашь, это база.
- Московское начальство определило главное направление - детские музейные программы...
- Сегодня в музейной работе основное - это детские программы, которые очень хорошо представлены в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории Петербурга, Этнографическом музее, который близок нам. У нас еще такого нет, потому что старая академическая музейная работа не была ориентирована на детскую педагогику. Мы об этом думаем, но нужны усилия всего коллектива, дело не в директоре, он может только координировать.
- То есть основными посетителями вы видите детей?
- Мы не можем быть специальным музеем, но детскую аудиторию я хотел бы видеть в первую очередь, а за детьми идут и их родители. Несмотря на то что многие музеи делают детские программы, этого городу все равно недостаточно. Можно ведь делать выездные программы в кинотеатры и клубы в новостройках - там колоссальная аудитория, это перспектива.
КОММЕНТАРИЙ
Анна Колупаева, начальник управления культурного наследия, художественного образования
и науки Федерального агентства
по культуре и кинематографии:
- Роскультура назначила Бориса Аракчеева директором Музея истории религии не из необходимости глобальных перемен. Нужен был новый руководитель, а конфликт, который возник в городе вокруг Петропавловской крепости, нам помог. Борис Серафимович хороший руководитель, опытный. Он не философ, не историк религии, но в музее прекрасный научный коллектив, который все это умеет и знает, а нам надо, чтобы музей заработал. Задача Аракчеева и коллектива - завершить размещение фондов и превратить музей в живой и востребованный, интересный для зрителя. Проблема в том, что научный коллектив музея - это академические ученые, они пишут умные книжки. А праздники им кажутся такой профанацией! Но дети, молодежь, которая в интернете торчит, не будут читать их книжки. Можно, не профанируя ничего, устроить все так, что дети будут учиться тому, как мир воспринимается в разных уголках земли. Очень важно, чтобы детям из православных семей рассказывали не только про православие, а детям из мусульманских семей - не только про ислам, только в совокупности толерантность.
Конечно, любые шаги музея должны быть до конца продуманы с точки зрения воздействия на общественное сознание, на отдельные социальные группы, чтобы, не дай бог, не спровоцировать каких-то негативных проявлений.