В МУЗКОМЕДИИ СТАНЦЕВАЛИ "ЛЕВШУ"
Гениальный русский мастер, косоглазый и леворукий, сотворивший то, что непостижимо рукам человеческим, созданный, в свою очередь, писателем Николаем Лесковым, подвизается сегодня на сцене Театра музыкальной комедии. В версии "Левши" композитора Владимира Дмитриева, либреттистов Владимира Константинова и Бориса Рацера, в постановке режиссера Александра Исакова.<br>
Вот он, утерший нос зазнавшимся англичанам, подковав стальную блоху, которую простым глазом не углядишь, неброский, темнорусый, в пестро заплатанной рубахе. Это артист Иван Корытов. Спокойно, с достоинством объясняет Аглицкой королеве, что на подковах его имени нет, потому как он делал самую мелкую работу - гвозди для этих подков; мелкоскопа по бедности своей не имеет, да все равно тут никакой мелкоскоп взять не может, а у них с подмастерьями так "глаз пристрелявши".
И не стяжал славы на родине. И беззащитен против царского вероломства, а ведь в Лондоне сулили ему золотые горы. Но своя русская Машка (прелестная певунья Ольга Лозовая, она же Аглицкая королева) ему дороже. Как лихо и ладно они отплясывают вдвоем!
Чуть иронично подается здесь немодная нынче идея русского патриотизма. Главный носитель этой идеи безусловно Царь - Александр Новиков. Мощная фигура, зычный голос, военная выправка: безошибочно узнается Николай Первый. Непоколебимый в решении утереть нос англичанам, он энергичен и предприимчив, демократичен и строг. При этом позер, но в целом вызывает симпатию. Особый юмористический изыск его роли - реплики Федора Иоанновича из одноименной драмы Алексея Константиновича Толстого. (Видимо, своего рода дань Комиссаржевке, откуда "родом" режиссер). В финале ему приходится разочаровать зрителей некрасивым поступком, но это уж не вина актера. Бывало такое с русскими царями...
В трудные минуты он призывает "мужественного старика" Матвея Платова, богатыря в синем казачьем мундире. Виктор Кривонос тут совершенно переиначил свою творческую манеру. Грузно топающий на расставленных ногах, исполненный чувства собственной значимости, Платов не дает себе труда подумать, прежде чем связно изречь мысль, уверенный, что будет понят. Тем не менее незаменим, ибо хранит дворцовые тайны.
Есть и еще много персонажей: старая фрейлина Мурышкина, она же Аглицкая королева (Валентина Кособуцкая), Блоха (Анна Алферова), ловкие англичане и крикливые скоморохи в ярких до озорства костюмах (художник Ирина Долгова). Все при необходимости перевоплощаются. Александр Шапоров и Никита Захаров, к примеру, играют в один вечер аж до пяти ролей.
Танцы тут уравнены в правах с диалогами, как и оркестр под управлением Владимира Попова. Плавные русские движения, танцевальная пантомима, акробатика и эксцентрика - щедро одарил актеров балетмейстер Николай Реутов, красочно и нескучно.
Слово "изящно" тут явно не к месту, но очень хочется отдать должное режиссеру, именно так закруглившему финал. Автор этих строк пришел на спектакль больным, ушел - здоровым.