МАГИЯ У ПОЛЯРНОГО КРУГА

Ученые пытаются раскрыть тайны древних каменных глыб<br>

Сейды, дольмены, каменные лабиринты как вошли в моду двадцать лет назад, так из нее и не вышли. Прихотливые нагромождения, которые образуют глыбы камня, как-то обидно считать простой игрой природы, формами выветривания и шутками ледника. Хочется представлять себе древних исполинов-гиперборейцев, которые легко передвигали многотонные громады и строили из них свои святилища, магическая сила которых не исчерпана до сих пор, надо только суметь ею воспользоваться. МЕЖДУ УЧЕНЫМИ И СУМАСШЕДШИМИ Кольский полуостров просто рай для разнообразных исследователей мегалитических сооружений. В Мурманскую область валом валят граждане, жаждущие приобщиться к "саамскому шаманизму", который распропагандирован в качестве прямого преемника древних знаний. Сообщения о волшебных камнях, которые даруют посвященным успех в бизнесе, здоровье и счастье в личной жизни, стали появляться чуть ли не каждый день. То одна "экспедиция" нашла озеро бездонное, а вокруг виноград растет (за полярным-то кругом), то другая группа "посвященных" напала на следы снежного человека, которые вели в гиперборейское святилище, то третьи точно видели "Землю Санникова", но дойти до нее не смогли, потому что заблудились в горной тундре. И на фоне этого ажиотажа как-то меркнут и теряются настоящие исследователи мегалитов. Но именно "мегалитчики" - люди, бродящие неделями по тундре, кропотливо ведущие съемку и обследование каждого сейда, могут в конечном итоге раскрыть тайну этих сооружений, к которой цивилизованное человечество никак не может приблизиться. Самый известный исследователь мегалитов Кольского полуострова в Петербурге - это действительный член Русского географического общества Вячеслав Мизин. Человек он молодой, поэтому у него, как и полагается, есть учитель - мурманчанин Владислав Трошин, тоже член РГО, краевед и преподаватель. Вдвоем и поодиночке они избороздили кольскую тундру вдоль и поперек, но, по их словам, пока что в их работе больше вопросов, чем ответов. ПО СЕЙДУ И ШАПКА Прежде всего Мизин и Трошин настаивают, что сейдом нельзя называть какую попало каменюку. Ведь сейд - это камень или группа камней, которые использовались в магических целях. Как это делалось - пока неизвестно. Существует масса легенд, но поскольку они обросли поздними наслоениями, заимствованиями из фольклора переселенных на Север людей, это невозможно проверить. Что можно точно зарегистрировать - это привязка всех мегалитов, похожих на сейды, к возвышенностям. В лощине или яме сейдов не встречается. В основании сооружения всегда есть массивный монолит, а на нем лежит уже собственно сейд - скальная глыба, гранитная или диабазовая, чаще всего она не просто лежит на "фундаменте", а стоит, опираясь на три или четыре каменные "ножки", практически висит на них. Со стороны кажется совершенно непонятным, как это сооружение не падает и как эти "ножки" можно было подпихнуть под глыбу или поднять ее для установки на камушки. Причем, по словам Мизина, у любого зрителя возникает мысль о неустойчивости конструкции - но эта демонстративная неустойчивость выдержала тысячелетия. Рядом всегда есть выход жилы кварца, причем многие сейды были увенчаны белыми "шапками" из этого минерала. Сам камень сейда имеет строгую ориентацию относительно сторон света - современная навигационная аппаратура сильно облегчила жизнь исследователям мегалитов, потому что раньше приходилось полагаться только на солнце. Исследователи сейдов уверены, что современные саамы унаследовали культ сейда от какого-то гораздо более цивилизованного народа, который мог и соорудить мегалит, и воспользоваться им по закону древнего знания. Саамы, заселившие эти края, сумели воспринять только некоторые внешние стороны поклонения сейдам, но в то же время они панически боялись каменной эзотерики, потому что понимали: они - дети, играющие в игрушки взрослых, а это может быть опасно. С ДРЕВНИМИ ТЯГАТЬСЯ СЛОЖНО С сейдами связано множество табу, и все они были записаны этнографами еще в XIX веке. Во-первых, нельзя появляться возле сейда просто так, праздно гуляючи. Если у тебя нет насущной сформулированной просьбы к высшим силам - тебе у сейда делать нечего, а если оказался возле него случайно - быстро уходи. Во-вторых, женщинам рядом с сейдами находиться было нельзя, только на почтительном расстоянии. В-третьих, проходя мимо сейда, нельзя не принести ему жертву. Саамы делали это своеобразно: они жертвовали пищу, но при этом ее съедали. К такому прагматизму, видимо, саамов склонила суровая полярная жизнь, где пища сама с неба не валилась. А в-четвертых, нельзя ничего менять в сейде, - например, категорически запрещалось снимать кварцевую "шапку". Тот, кто уносил "шапку", подвергался разным несчастьям до тех пор, пока не возвращал ее на место. Ну а современные запреты оригинальностью не блещут, они такие же, как и везде. Написал, например, кто-то "ДМБ-90" на боку сейда - и все, каюк бывшему солдату: не сопьется, так утонет или угорит. Вообще-то вредителей у сейдов мало - им трудно повредить. Некоторые пытаются понять, как эта махина на чем-то держится, пробуют выдернуть ножки из-под монолита, но пока ни у кого это не получилось. В основном это делают не неофиты эзотерического знания (они боятся), а простые туристы, у которых кончилась водка, поэтому стало скучно возле костра. Во всяком случае, они же сами об этом и рассказывают. Другая категория граждан сейды не портит, она пытается строить новые. Мизин и Трошин видели, как возле здоровенных камней были буквально построены леса и сооружены рычаги, чтобы поднимать глыбы наверх. Видимо, эти люди хотели почувствовать себя гиперборейцами, но ни одного до конца доделанного псевдосейда исследователям на глаза не попалось. Ответ на главный вопрос - зачем и кому это нужно? - не скоро, видимо, примет сколько-нибудь реальные очертания. Одни говорят, что сейды летали по воздуху, не объясняя, правда, зачем. Другие - что через сейды течет мощная энергия откуда-то куда-то и, если удачно встать на ее пути, можно себе немножко отхватить. Правда, не очень понятно, что будет, если встанешь на пути неудачно. Егеря в национальном парке Паанаярви рассказывали Мизину и Трошину, что над семивершинной горой Кивакка (это в переводе "каменная баба") зимой они наблюдают кольцевое свечение. А геологи утверждают, что через эту гору проходит тектонический разлом. Любопытно, что на гору водружен огромный православный крест - местный батюшка решил таким образом нейтрализовать сейд. Но те же егеря клянутся, что могучий брус креста неоднократно ломало ветром, как спичку, а стоящая рядом хрупкая тренога геодезического знака невредима уже который десяток лет. Видимо, геодезисты сумели договориться с сейдом, а батюшка решил потягаться силой.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.