МАРИЯ ПАХОМЕНКО, АЛЕКСАНДР КОЛКЕР: "МЫ - ВОСТОРЖЕННЫЕ СЛУШАТЕЛИ. ЛЮБИМ ШЕВЧУКА И БИЛАНА"
Мария Пахоменко росла в обыкновенной семье, училась в обыкновенной школе. С подружками они организовали вокальный квартет. Ансамбль "пригрел" Дворец культуры имени Первой Пятилетки. Там девочки учились вокалу, выступали в концертах самодеятельности. Пахоменко не помышляла об артистической карьере, но и будучи студенткой радиотехникума продолжала петь в квартете. А затем с молодежным ансамблем Дворца культуры имени Ленсовета выступила на Московском фестивале молодежи и студентов 1957 года.<br>
...Немногим раньше в Ленинградском электротехническом институте был организован студенческий самодеятельный коллектив, который выступал с очень смешными театрализованными обозрениями. Пригласили Марию Пахоменко. Студенту ЛЭТИ Александру Колкеру, по его признанию, "стоило больших усилий уговорить Машу выступить в новом амплуа и записать свою первую сольную песню "Качает, качает, качает..."
"Ей было тогда 19. Мне - 23. У нее была толстенная до щиколоток белая коса и абсолютный слух. У меня были песни, скромная популярность и учащенное сердцебиение, - пишет Александр Колкер в книге "Лифт вниз не поднимает". - С тех пор мы вместе..."
В марте Мария Пахоменко празднует свой юбилей. А в октябре исполняется полвека их с Александром Колкером семейному и творческому союзу.
- Мария Леонидовна, какие песни из вашего репертуара особенно любимы современной публикой?
М.П.: - Сегодня, как и много лет назад, на бис просят исполнить "Матросские ночи" Василия Соловьева-Седого, "Лучше нету того цвету" Матвея Блантера, "Сладка ягода" Евгения Птичкина, "Бабье лето" Александра Брицына, "Ненаглядный мой" Александры Пахмутовой... Очень популярны песни Александра Наумовича Колкера, написанные специально для меня: "Карелия", "Качает, качает, качает..", "Стоят девчонки", "Опять плывут куда-то корабли", "Чудо-кони".
- Почему вы не пытаетесь осовременить свои песни - создать для них модную аранжировку в молодежных ритмах, как это делают некоторые из легендарных советских исполнителей?
М.П.: - В этом нет необходимости. Самое главное в песне - мелодия в гармонии со стихами и исполнением, публика это очень ценит. После концертов к нам за кулисы приходят не только увешанные орденами ровесники, но и молодежь - поблагодарить, переписать слова песен.
А.К.: - Если мои песни берут молодые исполнители, мы с Машей очень радуемся. Особенной популярностью, конечно же, пользуются "Стоят девчонки". Вот недавно позвонили из Москвы: там создается очередной женский ансамбль, которому нужна именно эта песня. Я дал предварительное согласие, а окончательное разрешение подпишу после записи диска.
- Чем закончилось судебное разбирательство в отношении "Дома-2", где песню "Стоят девчонки" опошлили?
А.К.: - Эта песня - мое счастье и мое горе. В "Доме-2" ее пели так: "Потому что на десять девчонок по статистике семь мужиков". Иск Российского авторского общества, поданный по моей просьбе, удовлетворен - с канала "ТНТ-Телесеть" взыскан штраф. Однако сегодня извращать смысл старых любимых песен стало массовым заболеванием. Вслед за "Домом-2" шутники из "Комеди клаб" на мотив "Стоят девчонки" спели нечто совершенно неузнаваемое, бессмысленное и похабное. Мой лучший друг поэт и сценарист Ким Рыжов, автор стихов к этой песне, не может встать из могилы и отстоять свои права, поэтому я буду делать это за него.
- Есть ли в репертуаре Марии Леонидовны новые песни, в том числе написанные Александром Колкером?
М.П.: - В обстановке, когда доллар правит бал, творить как-то не получается. Недавно Саше удалось прервать долгое молчание - он написал романс "Воспоминание", который отдал, конечно же, мне, как и все свои лучшие произведения.
- Известно, что Мария Леонидовна очень придирчива в выборе репертуара. Как вы относитесь к некоторым умопомрачительным текстам (стихами их не назовешь) современных песен?
А.К.: - Прежде у меня была такая игра, которая со временем порядком надоела. Я вылавливал самое кондовое из того, что звучит на эстраде. В памяти остался перл: "Твои зеленые лосины во мне самом родят лося". Из недавнего запало в душу следующее: "Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже", а также запредельные "Муси-пуси".
М.П.: - Почему стало возможным выходить на публику с подобными текстами? Во многом потому, что сама публика это допускает. Спад происходил постепенно: упразднялись за ненадобностью то одни, то другие критерии. Целое поколение выросло на примитиве "я тебя хочу". Слушая песню, они приходят в восторг даже от намека на мысль, им больше вроде бы ничего и не надо.
А.К.: - Это нравственная сторона вопроса, а есть еще коммерческая. Вот один конкретный пример из жизни. Многие известные петербургские композиторы пишут песни на бездарные тексты одной поэтессы, а известные исполнители поют эти песни. Дама является директором крупной преуспевающей транспортной фирмы и имеет возможность проплачивать свое "творчество".
- Что в современной эстраде вам нравится безусловно: имена, проекты? За что не приходится краснеть?
М.П.: - Мы вообще-то восторженные слушатели. На вскидку: любим творчество Юрия Шевчука, Алены Апиной, Анжелики Варум, Валерии, Димы Билана, да многих. Очень нравится нам Варвара, которая выходит на сцену в рубище и босиком. Юная и современная, она бесконечно близка русскому национальному стилю. Из более старшего поколения гениальной певицей и новатором считаем Аллу Пугачеву.
- Ваша внучка, которую зовут также Мария Пахоменко, пошла по стопам бабушки?
М.П.: - Она окончила музыкальную школу по классу рояля, прекрасно играет на гитаре и поет. Но учится на факультете журналистики и уже четвертый год работает на "Радио России". Каждый день в 7.30 утра идут ее передачи, кроме того, дважды в неделю ей доверяют 50-минутный прямой эфир. Она определила свою дорогу самостоятельно, и мы ее к эстраде не подталкиваем.
- Поделитесь, пожалуйста, секретом полувекового семейного счастья и плодотворного творческого содружества.
М.П.: - За все 50 лет наши разлуки можно пересчитать по пальцам одной руки, и каждый раз мы их очень трудно переживаем. Вся наша жизнь - и домашняя, и сценическая - проходит бок о бок. Мы рано встаем, любим пешие прогулки, чаепития с дочкой и внучкой. Не любим и никогда не любили больших застолий, где много случайных гостей, не терпим вмешательства в домашний быт.
Вечерами после концертов, чтобы быстрее уснуть, я беру сканворд, а Александр Наумович включает радиостанцию "Эхо Москвы", которая вещает в его стиле. Но "снотворное" не помогает, и мы уже много лет страдаем бессонницей. Не знаю, что мешает нам спать, но точно не совесть. Мы уже давно определились, что нет ни одного человека, к кому бы мы относились враждебно. Чего и вам желаем.
Досье "НВ"
Мария Пахоменко - певица, народная артистка России, обладательница "Нефритовой пластинки" Каннского фестиваля и первого в СССР "Золотого Орфея". С 1964-го - солистка Ленконцерта. Сценический успех Марии Пахоменко во многом связан с песнями Александра Колкера: "Качает, качает, качает...", "Опять плывут куда-то корабли", "Печальная", "Красивые слова", "Стоят девчонки", "Чудо-кони". Она первая исполнительница песен "Любовь останется", "Ненаглядный мой", "Мужчины", "Разговоры", "Вальс при свечах", "Подсолнухи". Певица воскресила многие песни прошлых лет: "Матросские ночи" и "Не тревожь ты себя, не тревожь", "Лучше нету того цвету", "К нам в Саратов".
Александр Колкер - композитор, заслуженный деятель искусств России. Автор свыше 100 песен, в том числе "Дождик", "Парень с Петроградской стороны", "Карелия", "Зависть". Автор музыки к кинофильмам "Труффальдино из Бергамо", "Трое в лодке, не считая собаки", "Волшебная сила искусства", "Хроника пикирующего бомбардировщика". Автор музыкальной трилогии по А.В. Сухово-Кобылину: "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина". Автор рок-мюзикла "Овод", мюзиклов для детей, оперетт, музыкально-сценической поэмы "Жар-птица".