ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - "АЭРОБУСЫ"
Почему, обновляя свой парк, российские авиаперевозчики делают ставку на зарубежные лайнеры<br>
25 марта в рейс из Петербурга в Рим отправится первый среднемагистральный лайнер А-319 производства европейской корпорации Airbus, купленный ГТК "Россия" по программе модернизации парка воздушных судов. В соответствии с заключенным контрактом на линии будут поставлены еще три таких самолета. Лайнер уже украшен символикой ГТК "Россия" и полностью готов к предстоящему полету.
Планы по обновлению авиапарка у перевозчика грандиозные. Пять среднемагистральных Boeing 737-500 уже приобретены в лизинг и под флагом "России" покоряют воздушное пространство. Они призваны заменить Ил-86. А "чудеса техники" производства Airbus в ближайшем будущем заменят основу авиапарка предприятия - лайнеры Ту-154М. Ранее первый заместитель генерального директора ГТК "Россия" Геннадий Болдырев заявлял, что к 2008 году морально устаревшие Ту-134 заменят 50-местные ближнемагистральные самолеты CRJ-200 канадской компании Bombardier.
ГТК "Россия", которая ранее была ориентирована на покупку только российской техники, сегодня приобретает зарубежную.
- Наши самолеты устарели морально, но не физически, - считает директор учебно-тренировочного центра Игорь Кузнецов. - После трагедии в Самаре Ту-134 стали называть "летающими гробами", про Ту-154 и вовсе речи нет... Но, уверяю вас, они надежны. Даже после многолетнего использования эти модели самолетов способны выдержать очень большую нагрузку.
Однако "моральное устаревание" не единственный критерий выбора в пользу зарубежного авиапрома. По словам Геннадия Болдырева, приобретая новые самолеты, ГТК "Россия" в первую очередь ориентировалась на их экономичность. Российские лайнеры, созданные в 1970-х годах прошлого века, потребляют слишком много дорогого нынче топлива. Тогда горючее было настолько дешево, что о его цене практически не задумывались.
Правда, самой компании процесс обновления парка дается нелегко. До сих пор не достигнута договоренность с канадским авиаконцерном Bombardier. Стороны никак не могут сойтись в цене.
Но программу переподготовки летчиков уже запускают.
- Учебно-тренировочный центр проходит этап подготовки к обучению пилотов на Boeing и Airbus, - рассказал Игорь Кузнецов. - Уже оборудуются классы, рассматриваем вопросы установления одного из тренажера к этим самолетам. Учебные модели для Ту-134 и Ту-154 1980 года выпуска прошли модификацию. События прошлого года показали: сколько денег мы вкладываем в безопасность полетов, столько ее и получаем. В России - явно недостаточно. А ведь речь идет о миллионах долларов. К примеру, один современный тренажер стоит около 12 миллионов долларов - это треть цены самого лайнера. Обучение одного пилота обходится авиакомпании в десятки тысяч долларов. Вот и посчитайте... Далеко не каждая авиакомпания способна выложить такие деньги. Мне довелось видеть, как обновляла свой парк Finnair. Государство оказало перевозчику огромную финансовую помощь. И что в итоге? Finnair - единственная авиакомпания на севере Европы, самолеты которой ни разу не падали. К сожалению, наши финансовые возможности сильно ограничены...
Сравнительные характеристики
Ту-154М
Максимальный запас
топлива - 39 750 кг
Количество
пассажиров - 152-176 человек
Дальность
полета - 3500-3800 км
А-319
Максимальный запас
топлива - 23 860 кг
Количество
пассажиров - 124-138 человек
Дальность полета - 4910 км
CПРАВКА "НВ"
Сегодня в парке ГТК "Россия" пять Boeing 737-500, 22 Ту-154М, три Ту-214, девять Ту-134, четыре Ил-86, два Ил-62, четыре Як-40.