НАТАЛЬЯ БОНДАРЧУК: "НАДЕЮСЬ, И "ЛЕРМОНТОВ", И "ГОГОЛЬ" СТАНУТ НАРОДНЫМИ..."

Известный режиссер задалась целью пробудить интерес кинематографистов к Золотому веку России<br>

Большинство россиян новый фильм Натальи Бондарчук "Пушкин. Последняя дуэль" видели. В день 170-летия со дня кончины великого русского поэта его показали по ТВ. При этом пять раз прерывали рекламой, причем даже тогда, когда смертельно раненный поэт криком кричал от боли... На премьерных показах, будь то московский кинотеатр "Пушкинский" или петербургская "Аврора", а также на фестивалях: белорусском - "Листопад", на гатчинском - "Литература и кино", на Берлинале, залы кинотеатров были переполнены. Картину закупили Украина, Болгария, Сербия... Как говорит режиссер, ее "Пушкин" медленно, но верно шагает по планете. На Гатчинском фестивале Наталья Бондарчук удостоилась приза с нетрадиционной, трогательной формулировкой - "За попытку пережить сегодня трагедию последних дней Александра Сергеевича Пушкина". Еще, как говорится, не стих гром аплодисментов, а Бондарчук уже "пытается переживать трагедию последних дней" двух других русских гениев - Михаила Юрьевича Лермонтова и Николая Васильевича Гоголя. "НА ПОЛОТНЕ БЛИЖАЙШИЙ К ХРИСТУ - ГОГОЛЬ" - Наталья Сергеевна, если фильм о Лермонтове можно рассматривать как логическое продолжение фильма о Пушкине, то Гоголь - фигура из другого ряда? - Нет, в сценарии "Пушкин" были "гоголевские" сцены. Так получилось, что они впоследствии оказались за пределами фильма. Но они войдут в книгу, которую я готовлю параллельно с работой в кино. События "Пушкина" разворачиваются в 1836 году, когда Александр Сергеевич возлагал огромные надежды на созданный им литературный журнал "Современник". Ближайшим его сподвижником стал Николай Гоголь-Яновский. Он был на 10 лет младше Пушкина и обладал достаточно ярким публицистическим талантом. Но подвел Пушкина! Слишком резко себя проявил! А в то время Александр Сергеевич как раз не хотел ни с кем ссориться. И этот их первый разлад послужил причиной того, что Гоголь уехал за границу. Узнав о смерти Пушкина в Париже, он сказал: "Все лучшее, что было во мне, умерло вместе с ним". Гоголь оставался верен Александру Сергеевичу до конца своих дней. Как известно, он сжег второй том "Мертвых душ", но при этом сохранил переписку с Пушкиным. В тот мучительный для него момент он переложил письма в портфель, и они сохранились. После смерти Гоголя выяснилось, что весь его капитал составлял тридцать с чем-то рублей. Но как бы ни бедствовал, Николай Васильевич не позволил себе даже думать о том, чтобы продать пушкинский подарок - золотые часы. И в творчестве Гоголь оставался верен Пушкину. В трагические январские дни 1837-го Гоголь для себя решил: отныне вся ответственность за русскую литературу лежит на нем. И с этой миссией прожил всю оставшуюся жизнь. Рассказ в моих фильмах обязательно должен вестись людьми, любящими героя. В "Пушкине" это Данзас, лицейский друг и секундант. Такие люди были и при Гоголе - его мать, его друзья Данилевский, Смирнова-Россет, знаменитый художник Александр Иванов. Тот самый Иванов, автор монументального "Явления Христа народу". Кстати, мало кто знает, что на полотне ближайший к Христу - Гоголь. Николай Васильевич позировал, четыре эскиза сохранилось. ПОЭТ СУМЕРЕК - И Пушкин, и Лермонтов участвовали в дуэлях не один раз. В "Лермонтове" тоже будет только последняя? - Не только. Весь период от первой ссылки, которым заканчивается "лермонтовский сюжет" в "Пушкине", и до конца его дней в Пятигорье. И еще расследование будет: была ли дуэль справедливой? В "Лермонтове" тоже будут свои потрясающие исторические открытия, которые наверняка взбудоражат умы. - Одного "Лермонтова" уже снял... - Николай Петрович Бурляев. У него я играла мать Лермонтова. У Коли получился очень интересный фильм. По бурляевскому "Лермонтову" кто только не проходился! 44 заказных статьи было опубликовано еще до выхода картины! Памятуя о той массированной атаке, я жду абсолютно такой же беспощадной реакции от критиков. Но меня это мало беспокоит. Мне очень нравится, что мой "Пушкин" уже назван народным. Народный фильм! Для меня это большая честь. Надеюсь, и "Лермонтов", и "Гоголь" станут народными. - Наталья Сергеевна, каким вы покажете Лермонтова? Я читал, что журналисты разыскали престарелого Мартынова, и он заявил: "Я и сейчас не пожалел бы подлеца". - Я такого не читала и не слышала. Наоборот, читала, что Мартынов чистосердечно каялся, пытался себя оправдать. Но Михаил Юрьевич в самом деле был - и у меня будет - человеком очень непростым, трудно выносимым в быту. Он странно вел себя с женщинами, очень странно, иногда почти издевался над ними. И в то же время был беззаветно предан своей почти утаенной любви к Вареньке Лопухиной. И здесь тоже у меня будут свои откровения, свои открытия, которые безусловно вызовут невероятный всплеск эмоций. Если Пушкин был солнечным поэтом, то Лермонтов скорее поэт сумерек. Некое демоническое начало в нем, конечно же, было. Мережковский вообще считал его сверхчеловеком. Отсюда его демонизм, отсюда его взгляд, трудно выносимый. Многие современники подчеркивали, что Лермонтов, говоря по-современному, как бы сканировал сознание. Сыграть такое практически невозможно. Но можно ситуацию выстроить так, что образ получится демонический. Об этом мы с Женей Стычкиным уже говорили. - Кстати, о Стычкине. Увидев его в "Последней дуэли", я впервые задумался, какого роста был Михаил Юрьевич. - Такой же маленький, как и Пушкин. Маленький, кривоногий, что отмечали современники. Он упал с лошади, да так, что оказался под ней, и с той поры у него была кривизна в ногах. Он не просто хромал. За сей факт не преминули зацепиться критики Бурляева - Николай Петрович достаточно высок и не кривоног. "ВТОРОЙ ТОМ "МЕРТВЫХ ДУШ" ЕЩЕ КОГДА-НИБУДЬ ВСПЛЫВЕТ..." - Исполнителя роли Гоголя вы уже нашли? - Пока что это моя мечта. Но я его себе очень хорошо представляю. Молодой Богдан Ступка - вот идеальный Гоголь! Но, к сожалению, Гоголь до возраста Ступки не дожил. - Наталья Сергеевна, летаргическая смерть Гоголя, предшествующая физиологической, найдет отражение в картине? - Да, безусловно. Вы знаете, у меня вообще очень много будет построено в этом фильме на мистике. Потому что такова фигура Гоголя. Третье видение бытия будет постоянно. И постоянное ожидание Гоголем смерти. И ее боязнь. Первый раз он ужаснулся во время рассказа матери об аде, грозящем грешникам. И этот ребячий страх надолго закрепился в его психике, а она у него была очень лабильна и неустойчива. Но назвать Гоголя шизофреником нельзя. Шизофреники достаточно эгоистичные люди, а Николай Васильевич эгоистом не был. В нашем фильме Смерть постоянно будет его преследовать. Мы постоянно будем видеть ее - красивую демоническую женщину. А потом, когда Гоголь решил, что все свои дела земные завершил, он сам ее призвал. Врачи начинают его спасать, а он не хочет жить! Хочет отойти с миром. На мой взгляд, это не самоубийство, а нечто другое, я бы даже сказала: подвиг. Я согласна с Булгаковым в том, что рукописи не горят. И второй том "Мертвых душ" где-то когда-то всплывет. Может быть, в голове какого-то молодого художника в отдаленном будущем. - Когда завершится работа над тремя фильмами... - Над триптихом! - ...может быть, и общее название появится? - Оно уже есть! "Золотой век". Век Пушкина, Лермонтова, Гоголя... Именно с них, я надеюсь, начнется интерес других кинематографистов и к другим ярким представителям Золотого века. И можно будет воссоздать истинную картину России. А по ней уже можно планировать будущее страны. Может быть, я такой же идеалист, как многие наши сограждане, но, я уверена, восстановить разорванную связь времен просто необходимо. И как можно скорее. ДОСЬЕ "НВ" Бондарчук Наталья Сергеевна, актриса, режиссер. Родилась 10 мая 1950 года в семье режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. В 1971 году окончила актерский факультет (училась на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), а в 1975-м - режиссерский факультет ВГИКа. В кино дебютировала в 1970 году в картине "У озера". Затем были фильмы "Ты и я", "Звезда пленительного счастья", "Красное и черное", "Юность Петра". Драматическое дарование актрисы наиболее ярко проявилось в роли Хари в философско-фантастической ленте Андрея Тарковского "Солярис". Как режиссер Наталья Бондарчук дебютировала в 1985 году картиной по собственному сценарию "Юность Бемби".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.