КВЕНТИН ТАРАНТИНО: "ЛЮБЛЮ КИНО, КОТОРОЕ НАЗЫВАЮТ ВТОРОСОРТНЫМ"
В начале апреля нас ожидает встреча с новым фильмом Квентина Тарантино "Мельница".<br>
"Мельницами" американцы называли дешевые кинотеатры, в которых на одном сеансе можно было посмотреть два, а то и три фильма подряд и куда молодые люди, бомжи и фанаты кино класса "Б" закатывались на всю ночь - пива попить, с девушками нацеловаться, ну и заодно попотеть от страха. Потому что на ночных сеансах крутили в основном ужастики. Отдавая дань этому чисто американскому времяпрепровождению, Тарантино решил создать свою собственную "Мельницу" и сделал фильм, состоящий из двух полнометражных лент, никак сюжетно друг с другом не связанных, а слепленных только придуманными им же трейлерами несуществующих фильмов класса "Б". О том, почему Тарантино так любит подобную кинопродукцию, а также о том, что у него на уме, Квентин рассказал в онлайновом интервью.
- После "Убить Билла" вы решили снять очередной кинореверанс. Только теперь не в сторону восточных фильмов о мести, а второсортной продукции фантастики и ужасов 50-60-х годов. Почему?
- Потому что я люблю кино. Любое кино, понимаете? И больше всего люблю ленты, о которых говорят, что они, мол, являются дешевой продукцией, вторым сортом... А знаете, что второй сорт - это самая интересная штука во всем киномире? Люди, не имеющие достаточных денег для того, чтобы как следует вложиться в суперэффекты, в суперкостюмы, в приличный сценарий, все вынуждены делать на голом энтузиазме. Режиссер одновременно является и сценаристом, и костюмером, и композитором, и монтажером - да чуть ли не парикмахером! И так любой человек на площадке... Я слышал истории, как актеры сами себя гримировали, и это им безумно нравилось!.. И я их понимаю: все участвуют в процессе создания фильма, все делают все возможное, чтобы придумать что-нибудь такое, от чего у людей волосы дыбом встанут, - это завораживающее действо. У меня точно так же: я люблю все делать сам, мне нравится придумывать мелочи, из которых затем складывается общая картина. И мне для этого не нужны толпы сценаристов, консультантов, помощников. Я все сделаю так, как хочу, и окончательный результат будет моим на сто процентов. Таким я вижу кинопроцесс, и таким он был в пятидесятых-шестидесятых годах, когда появилась масса фильмов, которые обозвали "классом "Б", а на самом деле люди из ничего, из пустоты делали кино, и это у них очень недурно получалось...
- Вы сравниваете массовую продукцию с авторским кино?
- Не сравниваю, а говорю, что это на самом деле одно и то же. Малль и Годар (французские режиссеры "новой волны". - Прим. ред.) поступали так же, как Корман и Паркс (американские постановщики 1960-х. - Прим. ред.), разницы нет. Все сами! Я вообще предпочитаю, когда режиссер является "автором" своей ленты. Когда-то Оливер Стоун был "автором" - теперь на него трудятся восемь-девять сценаристов. Когда-то Роберт Земекис был "автором" - теперь от этого ничего не осталось. Когда-то у нас был такой крутейший "автор", как Джордж Лукас... Но все это в прошлом. А вот мы с Робертом (Родригесом. - Прим. ред.) так до сих пор и действуем, будто одиночки из 1965 года: сами все придумываем, сами все снимаем, сами пожинаем лавры или же катимся в тартарары. Сами за все отвечаем.
- О чем же "Мельница"?
- Это два совершенно разных фильма, ничего общего между собой не имеющие. Мой называется "Доказательство смерти" и рассказывает о том, как маньяк-убийца по кличке Трюкач гоняется за молоденькими девушками и давит их автомобилем. У Роберта - история о зомби, нападающих на маленький город. Причем для вящего увеселения народа мы придумали еще и трейлеры несуществующих фильмов, которые будут крутиться в перерывах между сериями и еще больше создавать впечатление "возвращения в прошлое".
- Похоже, это самое прошлое не отпускает вас ни на секунду...
- Все мы оттуда. Но кое-кто пытается о нем позабыть, а вот я, наоборот, выпячиваю свое увлечение теми годами. Я всегда был фанатом кино, причем старого кино; смотрел все фильмы подряд и могу это делать даже сейчас: по два-три в день - это для меня не проблема. Это для моих близких проблема, а для меня - радость! Кино всегда было моей жизнью, думаю, что оно станет когда-нибудь моей смертью. Я вдохновляюсь древними лентами, могу цитировать их наизусть, знаю всех, кто в них снимался. Причем это не только американское кино, но и европейское, и восточное, которое обожаю и дань которому отдал в "Убить Билла". Мне в нем все нравится: трюки, клееные бороды, мечи, костюмы, все. Обожаю "спагетти-вестерны", это действительно искусство, потому что чуждая культурная среда оживила наш американский вестерн с такой силой, что мы стали подражать итальянцам в своих последующих постановках. Я никогда не смогу остановиться и всегда буду восхищаться тем кино, от которого большинство людей физиономии воротит. Потому что в этих фильмах есть драйв, они живые и заводят меня круче любого "оскароносца".
- Как вы приступаете к созданию своего кино?
- Я вначале стараюсь скомпилировать первоначальный саундтрек, хочу понять, какая музыка будет звучать еще ДО титров, во время титров и после титров. Понимаете? Это для меня очень важно: музыка - это одна из сильнейших составляющих моих фильмов, и я рад, что стали появляться диски "под фильмы Тарантино". Это радует. Так вот, я перерываю тысячи пластинок - у меня сплошной винил дома, не перевариваю CD и вообще все цифровое, люблю старые настоящие пластинки - слушаю, слушаю, слушаю, пока не соображу, что вот это именно то, что нужно для затравки, а потом вот это - дальше, дальше, так, так, порядок, похоже, что-то начинает вырисовываться. И тогда я начинаю писать сценарий, наметки сценария, а может быть, и сразу начисто - это уж как получится. Я еще когда снимал "Криминальное чтиво", начал делать первые наброски фильма о команде смертников во время Второй мировой войны: это банда настоящих сукиных детей, у каждого - преступление, вина, которую он должен искупить. И вот всю эту компанию отправляют на суицидальное задание к нацистам в тыл. Все дело происходит во Франции. Так вот, я начал это писать, а потом отложил. Чувствую, что замысел есть, но он не созрел. Я тогда положил его в стол и стал ждать, когда он "дойдет". Так вот, дошел он только сейчас, представляете? Через 12 лет. Но для меня это не срок. Ведь я когда снимал "Бешеных псов", уже написал и "Настоящую любовь" и "Прирожденных убийц" и даже куски из "Криминального чтива"... Даже "Джеки Браун" каким-то боком вырисовывался! Поэтому сейчас я начинаю снимать своих "Мерзавцев", которых когда-то задумал на съемочной площадке "Криминального чтива". Сценарий вызрел и теперь можно приступать.
- А кто в этом фильме будет сниматься?
- То, что Майкл Мэдсен, - это точно. Наверняка Тим Рот. А дальше - поглядим.
- Что вы думаете по поводу успеха или провала "Мельницы" в прокате?
- У меня работы валом, мне недосуг думать о бокс-офисе.
- Однако нельзя же быть к этому совсем уж равнодушным...
- А кто говорит о равнодушии? Разумеется, хочется, чтобы твое кино посмотрели как можно больше людей, но ведь предсказать ничего невозможно. Поэтому чем нервы трепать, лучше сосредоточиться на новых планах и проектах. Или помочь друзьям в их работе - лично мне так кажется.
- А отдыхаете вы как?
- Мой отдых - обдумывание новых поворотов сюжета. Нет, я хожу, конечно, и на вечеринки, и к друзьям выезжаю туда, где море, солнце и горячий песок, в основном в Мексику, там, кстати, полно знакомых, с которыми не только на пляже можно поваляться, но и о кино поговорить. Мне нравится такая жизнь, она держит меня в форме, не дает мозгам размякнуть.
- Кроме кино вас еще что-нибудь привлекает в этой жизни?
- Конечно. Женщины.
КСТАТИ
l Отец Тарантино Тони - итальянец по национальности, а мать - Конни МакХью - наполовину ирландка, наполовину индианка племени чероки.
l Мать родила Квентина, когда ей было 16 лет.
l Его назвали Квентином по имени персонажа Берта Рейнолдса Квентина Аспера из фильма "Пороховой дым".
l Тарантино, как и Мартин Риггз (герой Мела Гибсона из "Смертельного оружия"), обожает старый сериал "Три придурка".
l Он бросил школу в 16 лет.
l Тарантино является почетным исландским викингом: викингское имя Тарантино - Квентин Конниессон.
l Как-то раз Квентин признался, что мечтал бы поставить какой-нибудь фильм о Джеймсе Бонде.