КИТЕЛЬ МАО РАСПИСАЛИ ДРАКОНАМИ

Главным открытием московской биеннале стали работы китайских художников<br>

Распятые капроновые колготки, фигуры из папиросной бумаги, окурки и выкрашенный гуашью холодильник - сегодня любой бытовой предмет может стать шедевром. В Москве подходит к концу Вторая биеннале современного искусства. Более 500 экспозиций из 100 стран мира расположились в выставочных залах, магазинах и новостройках столицы. В заброшенных цехах винзавода и строящемся здании башни "Федерация" выставлены работы отечественных демиургов "Верю" и интернациональная компиляция видеоарта, живописи, инсталляций и хеппенинга "Примечания: геополитика, рынки, амнезия". На Западе вставки в "неоформленных" помещениях устраиваются давно, в России же эта - одна из первых. Запах краски, штукатурки, нагромождение кирпичей, обшарпанные стены максимально сочетаются с мобильной структурой, деструктивно-созидательной стороной и постоянной динамикой современного искусства. По мнению критиков, главным событием биеннале стали работы китайской и латиноамериканской группы "Мы - ваше будущее" (кураторы Итан Коэн и Хуан Пунтес). Название, кажущееся на первый взгляд амбициозным, точно отражает происходящие не только геополитические, но и культурологические процессы. Идеи и настроения, над которыми бьются постсоветские художники, восточные мастера создают с легкостью. Лаконично, глубоко и просто. После выставки китайского соцарта становится понятно, что ни стеб, ни китч жителям Поднебесной не чужды. Эти исконно западные явления пропускаются через призму традиционализма. Памятник Мао Цзэдуну, облаченному в военный китель, расписан национальным синим узором с драконами. На фарфоровых вазах эпохи Цинь орнамент из конопляных листьев. Целый зал заставлен позолоченными бюстами-тотемами коммунистических деятелей КНР. Призраки социализма-коммунизма бродят и в галереях, отведенных под экспозицию московских и питерских авангардистов "Верю". На входе в гулкие залы огромная конструкция - бульдозер. Это переосмысленная цитата знаменитой выставки, смятой тяжелой техникой. Но сейчас машина накрыта черной тканью, как траур то ли по идеям, то ли по революционности тех времен. Часть экспозиций выглядит архаично. Сегодня целующимися милиционерами "Синих носов" или грубой метафорой "Прыжок" новых дверей в искусстве не откроешь. Рядом с ними особенно выигрывает аттракцион "Буратиния". Начинается он дверью с нарисованным на ней очагом, потом посетители попадают в лабиринт, нафаршированный ящиками с бутылками, халатами, небрежно брошенными на диван, клетушками с телевизором, транслирующим изображения заблудившихся в лабиринте людей, - эмпирическое знакомство с моделью жизни. Тех, кто добрался до конца, встречает "телеалтарь": 40 мониторов с изображением икон. Медиа - новый бог, считают авторы работы Денис Крючков и Гермес Зайготт. Кстати, вариации на тему религии особенно часто занимают умы концептуалистов. Иконостас из кусков разносортного хлеба - та самая золотая середина между потребностью в зрелищах и пищей духовной. "Генератор нимбов" - внушительный механизм, который через равные промежутки времени выпускает в воздух колечки дыма. А реставраторы Владимир Дубоссарский и Александр Виноградов восстановили настоящую фреску XVII века "Падение Вавилона". Помещение винзавода и "Федерации" оказалось настолько насыщено художественными образами, созданными из подручных средств, что многие посетители принимали за экспонаты парней, продающих глинтвейн замерзшим экскурсантам, а собственные отражения в темных окнах казались им фрагментом композиций. Особо активные приняли участие в создании шедевров - помогали двум рабочим из композиции болгарина Недко Салакову перекрашивать стены комнаты в черный и белый цвета.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.