ЗАБЫТЬ О НЕФТЕДОЛЛАРАХ

Правительство обозначило свои бюджетные предпочтения на следующие три года<br>

Эксклюзивное право первого знакомства с бюджетом-трехлеткой (на 2008-2010 годы) предоставлено депутатам Думы. Ни Минфин, ни Минэкономразвития не вывесили хотя бы укрупненный - без подробной разбивки - проект бюджета на своих сайтах, доступных для публики. Так что до 30 апреля - даты, когда законопроект будет внесен в Думу - мы так и не узнаем, на что и какие суммы намерено потратить правительство в ближайшие три года. По меркам Петербурга, где уже десять лет городской бюджет с подробнейшей росписью всех доходов и расходов вывешивается в интернете для всеобщего обозрения, этот закрытый "московский" стиль работы федерального правительства является нонсенсом. Впрочем, и депутаты Госдумы узнают далеко не все. Избранные от Петербурга думцы в частных беседах не раз признавались, что с каждым годом главный финансовый документ страны становится все более закрытым даже для них. Им предлагают голосовать за выделение сельскому хозяйству, к примеру, 100 миллиардов рублей. А на что их потратят - на ремонт животноводческих ферм в глубинке или на новые иномарки для чиновников Минсельхоза - решает правительство. Хотя правительство, которое уж несколько раз рассматривало проект трехлетнего бюджета, избегает точных цифр, о новизне и высоком качестве этого документа говорит охотно. Например, министр финансов Алексей Кудрин признал, что до настоящего времени государство не исполняло принятые на себя финансовые обязательства. К примеру, федеральный центр обязан оплачивать поддержание в нормальном состоянии автотрасс федерального значения. Однако в том же Минфине даже не интересовались, сколько для этого нужно денег. В регионы перечислялись некоторые суммы, никак не связанные с реальными потребностями. В итоге выяснилось, что в прошлом году на дороги требовалось на 70 миллиардов рублей больше, чем дало правительство. То же самое с льготными лекарствами. Признавая прошлые ошибки, Алексей Кудрин заявил, что в новом бюджете федеральные обязательства учтены в полном объеме. Много слов сказано и о том, что государство сокращает бюджетный профицит, что от внешних заимствований переходит к внутренним, что в течение этих трех лет пенсии будут повышены до уровня прожиточного минимума пенсионера. Больше же всего в кабинете министров говорили о намеченных трансформациях пресловутого Стабфонда, который за минувшие годы стал главным общественном раздражителем - за этот фонд в правительство летят камни не только слева и справа, но даже из центра. Теперь он выступит под новыми именами - Резервного фонда и Фонда будущих поколений. Но они уже не будут расти так, как ушедший за границу Стабфонд. По всем прогнозам, доля нефтегазовых доходов будет с каждым годом снижаться: сейчас добыча идет на максимуме возможного, все месторождения работают на износ, новые - если удастся их найти - потребуют для освоения 10-12 лет. Несмотря на отсутствие постатейной раскладки государственных расходов, кое-какие цифры все же озвучены. Так, известны три крупнейшие статьи расходов: межбюджетные трансферты (то есть переводы) в помощь дотационным регионам, трансферты во внебюджетные фонды (например, в пенсионный) и национальная оборона. В помощь регионам будет выделяться в год 2,4-2,7 триллиона рублей, во внебюджетные фонды - 1,3-1,8 триллиона, на оборону в 2008 году - 956 миллиардов рублей, в 2009-м - 1,5 триллиона рублей, а в 2010-м - 1,2 триллиона. Остальные статьи расходов не только скромнее, но будут год от года снижаться. Так, на национальную экономику в 2008 году израсходуют 656 миллиардов рублей, в 2009-м - более 730 миллиардов, но в 2010-м - всего 482 миллиарда рублей. Планомерно снижаться будут отчисления на культуру, кинематографию и СМИ - с 78 миллиардов рублей в 2008 году до 64,2 миллиарда в 2010 году. Правда, будут расти затраты на образование, здравоохранение, спорт, но и там порядок цифр другой - по 200-300 миллиардов в год, и прирост составит по несколько миллиардов в год. Нет ни малейшей опасности, что государство избалует сельское хозяйство. Оно будет получать по 70 с небольшим миллиардов в год. Не намечается прорыва в дорожном хозяйстве - оно будет получать в среднем по 250 миллиардов рублей в год. Что такое 10 миллиардов долларов для российских дорог, если одно только восточное полукольцо петербургской КАД обошлось в два с лишним миллиарда? Емкая и малопонятная статья: расходы инвестицинного характера (без учета национальных проектов). В будущем году по ней выделят 863 миллиарда рублей, в 2009-м - 921, в 2010-м - 682 миллиарда. По-видимому, речь идет о государственном финансировании каких-то особо важных объектов. Перечисленные показатели далеко не окончательные. Минфин и Минэкономразвития расходятся в оценке уровня будущих доходов на сотни миллиардов рублей. Но приоритеты трехлетнего бюджета в общем понятны. Это, во-первых, постепенное снижение уровня поддержки тех сфер, которые, по мысли правительства, должны учиться зарабатывать сами - культура, искусство, сельское хозяйство, национальная экономика, дорожное хозяйство. Во-вторых, стабильное финансирование дотационных регионов - это важное дело, потому что разрыв в уровне благосостояния столичных и "нефтегазовых" регионов, с одной стороны, и обычных промышленно-аграрных регионов - с другой, порождает все большее социальное напряжение в стране. В-третьих - увеличение поддержки Пенсионного фонда, поскольку по уровню пенсионного обеспечения Россия проигрывает многим даже слаборазвитым странам, а выплата пенсий ниже прожиточного минимума в стране, триллионами рублей вывозящей деньги за рубеж (имеется в виду Стабфонд), вызывает удивление во всем мире. Цифры и факты Трехлетний бюджет предполагает грядущее падение мировых цен на нефть. Однако, по словам вице-премьера Александра Жукова, даже 50 долларов за баррель в 2010 году - это "не критично". "Мы не рассматриваем такое снижение как существенную угрозу для российской экономики", - сказал он. Его поддерживают и независимые эксперты. Так, аналитики ИК "ФИНАМ" говорят: "Ожидаемое снижение мировых цен на нефть в ближайшие годы и рост предвыборных обязательств привели к достаточно напряженному бюджету. В то же время, на наш взгляд, никакой угрозы для исполнения бюджета в ближайшие годы не существует, поскольку накоплены очень сильные резервы, которые можно будет тратить в случае резкого падения мировых цен на нефть". По словам Александра Жукова, если цены окажутся выше прогнозных, тем быстрее заполнится Фонд будущих поколений. А будут снижаться - тогда дефицит будет возмещен из Резервного фонда. Предполагается, что Резервный фонд будет создан уже в начале 2008 года и его объем превысит 3 триллиона рублей. А объем Фонда будущих поколений составит 623 миллиарда рублей. Михаил ЖУРАВЛЕВ Доходная часть бюджета 2008 г. составит 6 триллионов 673,2 миллиарда рублей, или 19,1 процента ВВП, расходы - 6,5 триллиона рублей (18,6 процента ВВП). Профицит федерального бюджета планируется в размере 173,2 миллиарда рублей (0,5 процента ВВП). В 2009 г. доходы федерального бюджета запланированы в размере 7 триллионов 421,2 миллиарда рублей, или 18,8 процента ВВП, расходы - 7 триллионов 361,9 миллиарда рублей (18,6 процента ВВП). Профицит в 2009 г. будет на уровне 59,3 миллиарда (0,2 процента ВВП). В 2010 г. доходы федерального бюджета планируются в размере 8 триллионов 35,2 миллиарда рублей (18,1 процента ВВП). Объем расходов составит 7 триллионов 998,7 миллиарда рублей (18 процентов ВВП). Профицит бюджета составит 36,5 миллиарда рублей (0,1 процента ВВП).
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.