ПИТЕР ВСЮ ПАМЯТЬ ВЫТЕР

Настоящих петербуржцев почти не осталось! Такое утверждение можно сегодня услышать где угодно - будь то научный семинар, посвященный значению северной столицы в истории отечественной культуры, или очередь на автобусной остановке. Посчитав, что "настоящий петербуржец" - прежде всего тот, кто знает и любит свой город, Социологический научно-исследовательский центр (СНИЦ) решил проверить это расхожее мнение в ходе соцопроса и убедился: истинные петербуржцы есть, но их и вправду мало.<br>

Социологи составили список из четырех в общем-то хрестоматийных вопросов. Кто автор памятника Петру Великому, известного также как Медный всадник? По чьему проекту построен Александринский (Пушкинский) театр? Кто написал: "...И, не пуская тьму ночную/На золотые небеса,/Одна заря сменить другую/Спешит, дав ночи полчаса..."? И, наконец, кто сочинил оперу "Пиковая дама"? В ходе репрезентативного телефонного опроса на предложенную анкету ответили тысяча взрослых жителей города, а также около 300 учащихся 10-11-х классов городских школ и гимназий (опрос среди старшеклассников проводился в рамках исследования "Культура и дети"). Итоги этого исследования, выполненного по заказу Института культурных программ, оказались малоутешительными: только 16 процентов петербуржцев смогли справиться с несложным заданием на отлично, а каждый четвертый опрошенный вообще не ответил ни на один вопрос. Особенно плачевны знания истории родного города среди молодежи: только 4 старшеклассника из 100 назвали фамилии людей, без которых немыслимо культурное пространство Петербурга. А ведь в школьную программу входит курс краеведения, на уроках которого должны рассказывать о петербуржцах, составивших славу и гордость нашего города. Как выяснилось, самым легким был вопрос о том, кому принадлежат поэтические строки о белых ночах Петербурга. Примерно две трети взрослых и половина старшеклассников назвали Пушкина. А вот самым трудным - о том, кто построил Александринский театр: Карла Росси сумели вспомнить только четверть взрослых участников опроса и лишь каждый десятый ученик старших классов. Чайковского, автора "Пиковой дамы", назвали 47 процентов всех взрослых и четверть старшеклассников. Только Фальконе, создавшего памятник Петру Великому, школьники знали не хуже представителей старших поколений: имя скульптора правильно указали 36 процентов взрослых и 40 процентов старшеклассников. Ни одного верного ответа не дали 26 процентов взрослых и 38 процентов учеников. Итоги опроса, думаю, в значительной мере отражают общее состояние сегодняшней культуры, в том числе в Петербурге. Фильмы в стиле экшн, которые молодежь аттестует словечком "прикольно", телепрограммы с обилием "острых ощущений", заполонивший телеэкраны шоу-бизнес - все это сместило восприятие культурной действительности, подменив истинное искусство бездумной развлекательностью. Обратите внимание, как, например, верстаются сегодня газеты, адресованные прежде всего молодым: крупно - только фотографии, а тексты нарезаны маленькими кусочками. Издатели прекрасно понимают: для современного читателя уже характерно "клиповое сознание", мешающее сосредоточиться для прочтения большой статьи или очерка. За старших стыдно, за молодежь - обидно. Мы, взрослые, плоховато знаем историю родного города, которым так привыкли гордиться. Соответственно, и нашим детям не можем передать знаний о прошлом Петербурга и его культуры. Между тем эти сведения необходимы всем нам, от мала до велика, не только для общего развития и возможности покрасоваться собственной эрудицией перед приезжими. Хотя и эрудиция тоже важна. Кто из нас не был очевидцем или сам не попадал в ситуацию, когда кто-то из туристов спрашивает, как пройти в Дом-музей Достоевского, в Малый Эрмитаж или еще к какой-нибудь петербургской достопримечательности, а ни вы, ни кто-либо вокруг не может точно указать, где это находится? Именно из знаний о своей малой родине и вырастает истинная любовь к ней. Вас возмущает, когда вы видите грязь на улицах, испытываете чьи-то грубость и хамство, сталкиваетесь с актами молодежного вандализма? Но ведь все это во многом результат и наших удручающих познаний в том, что нас окружает. Трудно любить то, о чьем величии и культурной ценности не имеешь ни малейшего представления. Думаю, школьного курса краеведения явно недостаточно. В средней школе и, возможно, на гуманитарных факультетах петербургских вузов нужен основательный курс по истории культуры северной столицы. А если шире - необходима общегородская программа, которая будет давать жителям не только разностороннюю информацию о прошлом и настоящем Петербурга, но и создаст такую общественную атмосферу в городе, в которой стало бы стыдно не быть знакомым с историей петербургской культуры. Тут благотворную роль могли бы сыграть СМИ (в частности, популярная научно-познавательная передача на телевидении), создание школьных клубов с условным названием "Любимый город", городские олимпиады для школьников...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.