СМРАД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Фонтаны Петергофа ждут туристов... лишенных обоняния<br>
9 мая, как обычно, будут запущены петергофские фонтаны. Ликующие струи наполнят воздух. Но только человек с заложенным носом не заметит, что воздух этот начнет отдавать гнилью и помойкой. Так, с позволения сказать, пахнет вода, которую изрыгают фонтаны... Мы проследили путь родниковой, чистейшей воды до превращения ее в зловонную жидкость.
Шикарные фонтаны никогда не работали на насосах (это слишком дорогое удовольствие) - вода идет самотеком, из родников на Ропшинских высотах.
Как говорит эколог общественной организации "Возрождение Петергофа" Валерий Мороков, водовод находится в состоянии постепенного умирания. Весь он причислен к памятникам архитектуры федерального значения и состоит под охраной государства. Но лучше всего живет его нижняя часть, которая находится в ведении музея-заповедника "Петергоф" - здесь организован неусыпный надзор и уход. А чем выше, тем хуже...
Местом рождения водовода считается пруд у деревни Глядино Ломоносовского района. Так называемые Ропшинские высоты - это часть Балтийского глинта, уступа, который тянется почти параллельно южному берегу Финского залива. Множество речек и ручейков вытекают из него и стекают к заливу. Одна из таких речек, Шингарка, и стала матерью петергофского водовода.
Шингарка, в которую до деревни Забородье впадает еще несколько ручьев родникового происхождения, ниже Забородья уже называется Старо-Петергофским каналом (к нему подведен и Ново-Петергофский канал, собирающий воду еще нескольких речек). Таким образом, целую систему ручьев, текущих с глинта, собрали в одно прямое русло, и получилась полноводная речка, которой хватало с избытком на фонтанные нужды.
Водовод был настолько разумно спроектирован, что исправно работал аж до войны. Во время войны, конечно, он несколько пострадал, но все удалось восстановить одновременно с реконструкцией Петергофа.
Сейчас верховья водовода вызывают двойственные чувства. Глядино, как уникальное дачное место - чистая вода, свежий воздух, город недалеко, - застраивается отнюдь не деревенскими домиками. При каждом "домике" - хозяйство, скважина, "локальная канализация" (это когда все просто спускается в карст, в тот же водоносный горизонт, из которого бьют родники). Постепенно Глядино захватило и один из родников, питающих Шингарку.
До самого Забородья Шингарка скрывается в непроходимых джунглях, там она в безопасности. Но едва речка выскакивает из-под полога леса, как на нее набрасываются люди. С шоссе здесь можно подъехать к озерцу, которое образовалось на месте туфового карьера, и поотдыхать всласть. А потом оставить после себя кучу мусора. В конце лета в этом месте скапливается столько дряни, что впору ассенизаторов вызывать, да и весной из-под снега много чего вылезает. Например, черепа коров и коз, усеивающих берега чудной речки.
И никому до этого дела нет: ГМЗ "Петергоф" владеет водоводом только в его низовьях, а у областных природоохранных структур руки не доходят до этого объекта.
Но терпение Шингарки кончено. Она мелеет - ведь ее не чистят. Как вы думаете, почему раньше фонтаны работали до 19 часов, а теперь только до 17? Воды не хватает...
Справка "НВ"
Общая протяженность систем Петергофского водовода около 24 километров. На всей трассе числится 131 объект федерального значения, из них 5 - на территории музея-заповедника и около трети - на территории Санкт-Петербурга. Все остальные каналы, шлюзы, пруды находятся на территории Ломоносовского района Ленобласти.
Прямая речь
Татьяна Прохорова, председатель Петродворцового отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, помощник главы МО "Петергоф":
- До пенсии я 25 лет была главным районным архитектором, водовод разрушался на моих глазах. Но пока система будет расчленена между владельцами - музеем-заповедником и Невско-Ладожским бассейновым водным управлением, отвечающим за большую часть водовода, - порядка не будет. Может погибнуть уникальное гидротехническое сооружение, а фонтаны нашего Версаля останутся без воды. Ведь на берегу одного из крупнейших прудов-накопителей к югу от деревни Низино собираются строить жилой комплекс на 10 тысяч человек без очистных сооружений! Экологи из Зеленого креста бьют тревогу, но реального решения проблемы пока не видно.