"ИВАНЫ" ПОСЕЛЯТСЯ В АЛЕКСАНДРИНКЕ
Сегодня в старейшем российском театре премьера спектакля "Иваны". Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что попасть на новую постановку Андрея Могучего будет великой удачей для театралов. Хотя бы потому, что количество посадочных мест ограничено числом 117 и все они находятся... на сцене. Корреспонденту "НВ" повезло больше других - он смог не только побывать на одной из последних репетиций, но и пообщаться с режиссером. <br>
В луче прожектора появляется маленький человек в белой рубахе. Я его уже видела - в другой постановке Андрея Могучего, в спектакле "Петербург". Зовут его Алексей Ингелевич, на сей раз он играет Гуська. Гусек затягивает густым басом, словно церковное песнопение: "Повесть о то-ом, как поссорился Иван Иванови-ич с Иваном Никифоровиче-ем. Утром это было-о в июле месяце-е..." И только потом появляются хрестоматийные гоголевские персонажи, они же народные артисты России Николай Мартон и Виктор Смирнов.
Репетиции спектакля начались в сентябре прошлого года. Чем ближе к премьере, тем с большей напряженностью проходили. Вроде бы все отлажено как часовой механизм. Но, говорит режиссер, до последнего момента не исключены какие-то изменения. У Могучего всегда так: совершенствованию нет предела. Кстати, о реальных механизмах. Их задействовано в спектакле множество, и отладить все - дело непростое. Да и общий вес декораций, реквизита и костюмов внушителен - 7 тонн! А вот общую сумму затрат точно пока не назвал даже заведующий постановочной частью Владимир Фадеев: "Несколько миллионов рублей..." Какие-то предметы на сцене кажутся инородными телами, по крайней мере до начала спектакля. Та же газовая плита. Разве были газовые плиты в украинских селах во времена Николая Васильевича?
- Андрей, - спрашиваю режиссера, - Гоголь вами осовременен?
- Он вне времени. История, как поссорился один Иван с другим Иваном, может происходить и сейчас, и веком позже, и веком раньше. В природе человеческой - зависть и мелочность. Иваны не могут жить вне среды - вот мы ее и показываем. Она делится на несколько иерархических слоев, как в фильме "Кин-дза-дза", помните? Мы взяли помимо "Повести" какие-то эпизоды из "Старосветских помещиков", из "Тараса Бульбы", что-то из "Страшной мести".
- Зачем вам понадобилось зрителей посадить на сцену?
- Зритель должен быть максимально втянут в эту локальную историю, которая в итоге вырастает в гигантскую конструкцию.
- На другой площадке спектакль можно было бы развернуть?
- Вряд ли. Все то, что мы сотворили, в Питере технически возможно только на сцене Александринки после установки здесь летом минувшего года новых механизмов. Так что показывать "Иванов" где-то еще не получится. И не получается показывать другие спектакли в театре, пока наши "Иваны" готовятся к выходу.