РЫНКУ НУЖНА КОНКУРЕНЦИЯ, А НЕ ИНТРИГИ

Когда трудно выиграть по цене и качеству, в ход идут подметные письма<br>

Не нужно доказательств, что только конкуренция способна оживить инертную и вялую российскую экономику, поднять ее до европейского уровня. Поэтому сильная, уверенная в себе российская компания должна приветствовать конкуренцию и с уважением относиться к своим соперникам по рынку - ведь они заставляют ее работать все лучше, бороться за потребителя. Проблема же отечественного бизнеса в том, что множество компаний не умеют, боятся и не хотят конкурировать честно. А поскольку выживать как-то надо, они используют "неспортивные", иначе говоря грязные, приемы, обманывая потребителей, государство и самих себя. Всем, кто работает на рынке честно, полезно узнать некоторые из этих уловок. В качестве иллюстрации возьмем спор двух "водочных" компаний - ООО "ТПК "Никита" из Великого Новгорода и ООО "Главспирттрест" из Москвы (входит в состав холдинга "Русский алкоголь"). В прошлом году москвичам стало вдруг казаться, что один из брэндов, под которым новгородцы выпускают свой продукт, водка "Правильная Главспиртпрома" слишком уж похож на их брэнд "Водка Главспирттреста". Действительно, стиль "ностальжи" сейчас в моде. Названия продуктов, компаний все чаще копируют советский стиль - "Главрыба", "Главпродукт", пиво "Ленинградское", водка "3.62" (советская цена самой ходовой тогда водки). Так что вольные или невольные совпадения возможны. И не только у нас. Брэнды "Кока-Кола" и "Пепси-Кола" тоже имеют сходство - как и сами их напитки. И ничего - они борются за своего покупателя, а не между собой. Как по закону и по правилам честной конкуренции должны решаться такие споры? Через суд. Идите в арбитраж и доказывайте, что соперник украл у вас идею. Однако москвичи, посчитавшие себя обиженными, почему-то в суд на "Никиту" не подали. Видно, понимали, что доказать сходство брэндов будет практически невозможно (отличий и в названиях, и в дизайне этикеток у них масса). И что падение продаж в регионах связано не столько с дизайном этикеток, сколько с параметром "цена-качество", которое не устраивает потребителя. В результате он выбирает новгородский продукт. Что делать? Повышать качество, снижать цену? Любая зарубежная компания постаралась бы проанализировать истинные причины спада, выяснив, что не устраивает дилеров и покупателей. Но "Главспирттрест" изобрел схему, как, ничего не меняя на производстве, внутри фирмы, убрать с рынка конкурента. Она заслуживает описания, потому что приемы такой "конкуренции" для рынка - новость. Не трогая самих новгородцев, "спирттрест" подал в суд на некую московскую торговую фирму "Фаворит-Столица", которая (как и сотни других фирм по всей стране) продавала новгородскую водку. В списке официальных дилеров "Никиты" эта фирма не значится. И почему вдруг она согласилась в суде отвечать за реализацию законно полученного товара, а не отправила жалобщиков напрямую к производителю, можно только догадываться. Результат был предсказуем. На заседании арбитражного суда "Фаворит-Столица" охотно признала свою вину и с готовностью проиграла дело. У "Главспирттреста" оказалось на руках "выигрышное" решение московского арбитража, с которым его эмиссары поехали по регионам, требуя убрать из продажи новгородскую водку. Чтобы блестящее ноу-хау "Главспирттреста" было всем понятно, объясним его на другом примере. Представим, что некая компания выпускает на рынок "горбатый" "запорожец" по цене иномарки. Продается он плохо, покупатели предпочитают современный мини-купер. Производители "запорожца" находят (или сами учреждают) какого-нибудь автодилера, торгующего "дамскими машинами", и подают на него в суд: мол, дизайн его "купера" слишком схож с "горбатым". Дилер кается в грехах и проигрывает. Остается с решением суда объехать всех продавцов иномарок и, грозя им судом, конфискациями и прочим, добиться, чтобы они сняли "мини-куперы" с продажи. Именно такую кампанию развернули в регионах "главспирттрестовцы". Они обходили магазины, оптовые базы и требовали убрать новгородскую водку из продажи. Пугая при этом торговых работников модным словом "контрафакт". В одном из провинциальных городов им удалось привлечь к свои рейдам даже милицию, которая нередко охотно участвует в изъятии водки. Правда, в крупных торговых сетях с грамотными юристами и менеджерами посланцам "спирттреста" просто указывали на дверь, но в мелких магазинах и вправду пугались. Тем не менее, несмотря на удачные акции устрашения, до перехвата дилерской сети конкурента (ради чего, вероятно, все и затевалось) дело не дошло. Новгородский продукт - ходовой товар, и нести убытки из-за каких-то ничем не подкрепленных угроз большинство дилеров отказалось. Однако рассылкой гонцов дело не ограничилось. Материалы поступили в уважаемое издание "РБК-daily", которое (наряду с некоторыми провинциальными работниками торговли) тоже стало жертвой схемы с "проигранным судом" и высказалось в том смысле, что региональные производители начинают копировать чужие брэнды, потому что не могут конкурировать с более сильными игроками. Со ссылкой на "РБК-daily" аналогичный материал появился в еще одной популярной газете, которая вдруг решила проявить интерес к такому узкоспециальному вопросу. И это в России называется конкуренцией? Выше уже сказано: есть один честный способ рассмотрения претензий - через суд. Суд с тем, кто, по мнению истца, наносит ему ущерб, а не с неким случайным третьим лицом. Но "Главспиртпром" в суд не спешит. Интересно совпадение: новгородцы продают свой товар под спорным брэндом с 2004 года. Но столичная компания забеспокоилась только тогда, когда стали падать ее продажи. Причем покупатель, выбирая не "главспирттрестовский", а новгородский продукт, который всего на 10 рублей дешевле, вряд ли руководствовался соображениями экономии - те, кому важна именно цена, предпочитают самые дешевые сорта. А средний класс ориентируется на качество. Рано или поздно стороны напрямую встретятся в суде, потому что новгородцы тоже считают себя пострадавшими. Но есть опасность, что примеру "Главспирттреста" последуют и некоторые другие компании, которым неуютно живется в условиях конкуренции. Ведь бороться за потребителя, вкладывая средства в модернизацию своих производств, нанимая высококлассных технологов, закупая качественное сырье и удерживая к тому же справедливые цены, - дорого, хлопотно и просто трудно. Дешевле создать проблемы конкуренту. К сожалению, антимонопольная служба, которая в других развитых странах является главным контролером и арбитром рынка, самым жестким образом наказывая за нарушения правил честной конкуренции, в России еще не настолько сильна. Ей нужна помощь со стороны предпринимательского сообщества, средств массовой информации, самих потребителей. Потому что развитая страна может обойтись без собственных нефти и газа, стали и золота - все это продается на рынке, но не может обойтись без конкуренции. Другого инструмента, чтобы построить современную экономику и обеспечить достойную жизнь своим гражданам, просто нет. Есть один честный способ рассмотрения претензий - через суд. Суд с тем, кто, по мнению истца, наносит ему ущерб, а не с неким случайным третьим лицом. Но "Главспиртпром" в суд не спешит. Интересно совпадение: новгородцы продают свой товар под спорным брэндом с 2004 года. Но столичная компания забеспокоилась только тогда, когда стали падать ее продажи. Причем покупатель, выбирая не "главспирттрестовский", а новгородский продукт, который всего на 10 рублей дешевле, вряд ли руководствовался соображениями экономии - те, кому важна именно цена, предпочитают самые дешевые сорта. А средний класс ориентируется на качество.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.