ЕЛЕНА МОРОЗОВА: "ВСЕГДА ЖДУ ВСТРЕЧИ С ШЕКСПИРОМ"
Актриса хранит перчатки, подаренные ей поклонниками Марлен Дитрих<br>
Впервые поклонники кино узнали о Елене Морозовой после выхода на экраны фильма Алексея Учителя "Дневник его жены". Хотя для театралов актриса уже давно не нуждалась в представлении. С каждым годом ролей на счету Елены Морозовой становится все больше, но при этом она спокойно ездит в метро, не боясь быть разобранной на автографы поклонниками. Все потому, что во многих ролях ее не узнают даже знакомые. А такой способностью измениться и перевоплотиться могут похвастаться очень немногие актеры.
- Не так давно снялась в американском фильме "Психоистерика" о молодом Хичкоке, - рассказывает актриса. - В Штатах у меня есть знакомый еще со школы-студии МХАТ актер Рэнди Бару, который сейчас больше работает как режиссер. Я приехала в Нью-Йорк на Новый год и зимние каникулы, и тут же он меня привел в "Сцену 13". Это американская театральная компания, хотя там нет различий - театральная или кинокомпания. Режиссер "Психоистерики", увидев меня, сказал: "Я хочу ее снять, еще не знаю как, но придумаю ей роль!" Это был первый фильм у компании. Фильм актера, который делает свой режиссерский дебют. Он снялся в какой-то очень популярной комедии, с половиной гонорара пришел к продюсеру "Сцены 13" и сказал: "Хочу снять фильм". Продюсер ответил: "Я добавлю денег, но надо написать сценарий". Начинающий режиссер собрал друзей-актеров и сказал: "Давайте придумаем сами!" У него была четкая идея снять комедию ужасов. Взяли за основу какие-то рассказы о молодости Хичкока, перенесли это в нынешнее время и сочинили историю о том, как группа молодых людей поехала за город отдыхать, и там они по очереди становились жертвами страшных убийств. Характер персонажей писали каждый с себя. Самая что ни на есть школа Станиславского и Михаила Чехова, только в реальности. Не в теории, как у нас в России!
- И что же за роль досталась вам?
- Лунного привидения, которое является героям. В один из съемочных дней говорят: "Давай снимем, как ты ходишь по кладбищу". А в тот день выпал снег, и я предложила: "А давайте я босиком буду ходить!" Они: "Ты уверена? Хотя, конечно, ты из России... Ты можешь по снегу босиком ходить".
- Вы, наверное, с детства мечтали стать актрисой?
- Я мечтала стать химиком. У меня были поползновения поступать на какие-то химические, биологические факультеты, но в итоге пошла на экономику в Университет культуры - просто за компанию с подружкой.
- Откуда же тогда возникла школа-студия МХАТ?
- Тоже за компанию с ныне выдающейся, на мой взгляд, актрисой Агриппиной Стекловой, с которой мы учились в одной школе. Мне было вообще непонятно: как это - тебе 16 лет, ты выучил стишок, кусочек прозы... и сидят взрослые люди, слушают тебя и говорят "да" или "нет". Бред какой-то! Никаких тебе правильных ответов, системы координат, но при этом все на полном серьезе! Говорю Агриппине: "А что? Пойдем поржем! Отлично!" В итоге поступила в школу-студию МХАТ. Полгода проучилась на дневном и в школе, и в университете и поняла, что это очень тяжело. В школе-студии выгоняли за пропуски, поэтому на экономике мне пришлось перевестись на заочное. В результате я закончила оба учебных заведения.
- Родители на окончательный выбор профессии не влияли? Ведь порой говорят, мол, нужно получить серьезную профессию, а уже потом в актеры подаваться...
- У меня же есть экономическое образование и диплом по профессии "организатор и менеджер шоу-бизнеса". Ну и, конечно, диплом "актрисы театра и кино". В этом отношении родители спокойны. У мамы было как-то желание, чтобы я стала бухгалтером. Слово мамы - закон, и я окончила бухгалтерские курсы. Говорю: "Ну что, мама, пойду работать бухгалтером". На следующий день мама мне сказала: "Доченька, я очень не хочу, чтобы тебя посадили. Не надо тебе работать бухгалтером".
- К чему больше душа лежит - к театру или кино?
- Не могу сказать. Это точно так же, как я люблю рассвет и люблю закат. Невозможно выбрать.
- Ваше имя значится в списке труппы "Независимого театрального проекта"...
- Но я не работаю ни в одном театре. Моя трудовая книжка лежит дома. У "НТП" открытая труппа. Работаешь в спектакле - и работай. Позвали тебя в новый проект - идешь туда.
- А не проще ли прибиться к одному театру?
- Мне сложнее, поскольку мне интересен мир. В прошлом году я на три недели уехала за границу на международный фестиваль по контактной импровизации, сказав себе: "Три недели у меня будет обучение". Например, у нас был перформанс в электричке. Работали парами. Один идет по вагону с завязанными глазами. Он изучает мир тактильно, по слуху, что-то может на зуб попробовать. Второй - его "ангел-хранитель", который просто следит за тем, чтобы первый не колыхнулся куда-нибудь. Вот где ты еще получишь такой опыт? Тут же я привезла это в Москву и на прошлогоднем театральном фестивале "Территория" устроила такой же перформанс в концертном зале имени Чайковского. Просто дала ребятам-студентам возможность прочувствовать мир иначе. Вот что такое актерская профессия - когда ты ставишь опыт, а не рассуждаешь теоретически за чашкой кофе с коньяком о том, как это было бы хорошо. Соберитесь и порепетируйте ту же сцену с завязанными глазами, и вы увидите, сколько нового откроется!
- После выхода спектакля "Прощай, Марлен, здравствуй!" некоторые говорили, что вы очень достоверно воплотили образ Марлен Дитрих. От поклонников этой удивительной актрисы вам лестные признания не приходилось слышать?
- Было дело, ездила в Париж на фотосессию. Когда оделась, как Марлен, загримировалась, села в кафе за ее любимый столик - за стеклом на улице два старичка, бабушка с дедушкой, чуть не упали в обморок. Потом забежали в кафе, стали наперебой говорить, мол, елки-палки, мы сейчас чуть не сошли с ума, потому что сидит живая Марлен! Оказалось, что в молодости они были ее фанатами. Знали время, в которое Марлен посещала свое любимое кафе и пила там кофе, и все время приходили увидеть ее. В конце концов так примелькались, что она подарила им свои перчатки. И эти бабушка с дедушкой подарили те самые перчатки мне. Такие масенькие, узенькие, в черную мушечку...
- Тривиальная "мечта о Гамлете" есть или же ни о какой конкретной роли не грезите?
- Я всегда жду с нетерпением встречи с Шекспиром, Островским, Чеховым, Мольером, Бомарше. Со всей классикой. Но пока много предлагают "по ту сторону" - какие-то сиквелы и сериалы, сделанные по лицензии американских сериалов эпохи 80-х годов, где режиссеры даже не имеют права поменять мизансцену.
СПРАВКА "НВ"
Родилась 15 мая 1973 года. Окончила школу-студию МХАТ им В.И. Немировича-Данченко (мастерская Л. Дурова) в 1996 г. Избранные театральные роли: Катарина ("Укрощение строптивой"), Гитлер ("Мой друг Гитлер") в Театре Романа Виктюка, Марлен Дитрих ("Прощай, Марлен, здравствуй!"), Марта ("Боинг-Боинг") в "НТП" и др. Избранная фильмография: "Дневник его жены", "Изображая жертву", "Мертвые дочери", "Одна любовь на миллион" и т. д. Лауреат молодежной премии "Триумф" в 2002 году. Приз "Лучший дебют" на VII Российском кинофестивале в 2000 году.