В ГУБЕРНСКОМ ГОРОДЕ N

Корреспонденты "НВ" побывали в Архангельске и увидели, что современную жизнь Поморья можно описать цитатами из Ильфа и Петрова<br>

Знаменитый ювелир Позье, создатель Большой императорской короны России, приехав в 1729 году в Архангельск, писал: "...во всем городе каменных зданий были только губернаторский дом и магазины, куда складывались товары. Улицы вымощены бревнами, потому что почти весь город стоит на болоте". Прошли века, но описания ювелиром Архангельска в определенной степени актуальны для города и сейчас. Не так давно в беседе с корреспондентом "НВ" губернатор Архангельской области Николай Киселев рассказал об одной из острых проблем региона - огромном количестве ветхого жилья. Двух- и трехэтажных развалюх, построенных до войны и раньше, в Архангельске уйма. Проваливающиеся крыши, сгнившие нижние венцы, перекошенные окна - вся эта "живопись" в огромном количестве встречается даже на центральных улицах города. Особенно уродливо смотрятся гнилушки рядом с новенькими многоэтажками, коттеджами и кричащими роскошью торговыми центрами. Людям, живущим в заваливающихся набок развалюхах с печным отоплением, можно лишь посочувствовать. И ежу понятно - чтобы расселить людей в новые дома, нужна умопомрачительная сумма, которой в региональном бюджете, разумеется, нет. Есть еще одна немаловажная проблема - дороги. В областном центре ныне по дорогам и разбитым тротуарам, многие из которых деревянные, будто сохранившиеся со времен ювелира Позье, лучше ходить в резиновых сапогах. Сейчас, когда с тротуаров и улиц сошел снег, Архангельск представляет собой несколько печальное зрелище. "...Грязь под луною сверкала, как антрацит" - не раз всплывали в нашей памяти строки из "12 стульев". В местных СМИ постоянно поднимается тема неубранных улиц. Одни упорно твердят, что чисто там, где не сорят, другие убеждены, что в помойках, в которые превратились улицы и дворы, повинны коммунальные службы. Правы и те, и другие. В валяющихся на газонах и во дворах бутылках, пивных банках, мусорных пакетах с гниющим содержимым повинны не коммунальщики, а моральные уроды, коих полно по всей стране. Но при всем этом и местное ЖКХ работает из рук вон плохо. За неделю пребывания в Архангельске мы столкнулись с орудовавшими метлами дворниками лишь трижды. "В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть" - продолжали мы вспоминать роман Ильфа и Петрова при взгляде на вывески, красующиеся на зданиях. Парикмахерские в Архангельске едва ли не в каждом третьем доме. Как и солярии. При этом на улицах редко встретишь людей, щеголяющих шикарной прической или бронзовым цветом кожи. К счастью, конторы ритуальных услуг водятся не в таком изобилии. К оригинальным памятникам Архангельска можно причислить мини-состав вагончиков, висящий над улицей Гагарина близ моста через Северную Двину. Еще на звание памятника могут претендовать неубранные куски трамвайных рельсов. Трамвай исчез с улиц города пару лет назад. Спустя некоторое время пропали и троллейбусы, которые вроде как никто не убирал. Народ активно возмущается, поднимая эту тему во время митингов, устраиваемых на площади Ленина у зданий областной администрации и мэрии. В одном из телесюжетов мэр Архангельска высказал что-то невнятное насчет того, что предприятие, выкупившее троллейбусный парк, не собирается развивать этот вид транспорта. Ерунда какая-то получается! Зачем продавать городской транспорт тому, кто им заниматься не стремится? А сколько возмущений у горожан вызывают автобусы! Лишь изредка можно встретить маршруты, на которых действуют так называемые социальные талоны. В подавляющем большинстве случаев на дверях пазиков красуется бумажка с надписью "Частный автобус. Проезд 8 рублей". Вообще, в Архангельской области не так просто добраться из одной точки в другую. Автобусы ходят далеко не везде, а поезда отнюдь не быстрый вид транспорта - путь в 210 километров от Архангельска до станции Плесецкая занимает шесть часов. В ряд районов добраться можно только самолетом или вертолетом. Когда открывается навигация, лучшая транспортная магистраль - Северная Двина. Широкая, величественная, которую сейчас усиленно бороздят ледоколы - во многом для того, чтобы лишить рыбаков соблазна выйти на непрочный лед. Но все это не означает, что родина великого Ломоносова - гиблое место. Например, любой петербуржец может только позавидовать обилию деревьев, кустарников и газонов в Архангельске. В Поморье совершенно удивительная природа, прекрасная своей суровой красотой. Здесь царит особый гордый дух Русского Севера. А какая богатая история! Еще в 1693 году на острове Соломбала, который ныне является одним из районов Архангельска, Петр I заложил верфь на четыре эллинга. Это было первое в России адмиралтейство. Здесь сохранилось немало исторических и архитектурных памятников, которые способны привлечь внимание самых избалованных диковинами туристов, - старинный Антониево-Сийский и знаменитый Соловецкий монастыри, Новодвинская крепость, послужившая прообразом Петропавловки, ну и, конечно же, село Ломоносово, где родился великий русский ученый. Но вот беда - не валят валом в Архангельскую область туристы. Видать, ждут, пока разбогатеет Поморье, отстроит развитую инфраструктуру, приведет себя в порядок. А там, глядишь, и гостей будет зазывать...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.