РОМАН ПАСТУХОВ: "ДОВЕРИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, СОЛИДАРНОСТЬ"
На таких принципах будет развиваться российский средний и малый бизнес<br>
Завтра Санкт-Петербургскому союзу предпринимателей, объединяющему более тысячи компаний из сферы среднего и малого бизнеса, исполняется 18 лет. По человеческим меркам - возраст совершеннолетия, время, когда ставятся цели и выбирается путь. Особому бизнес-пути России, роли и ответственности среднего и малого бизнеса в глобальных экономических процессах современности посвящен сегодняшний материал бессменного президента союза Романа ПАСТУХОВА.
Пожалуй, любого бизнесмена, который не имеет зарубежных офисов и счетов, интересует вопрос:
а как "делаются дела" в Америке, которая, как ни крути, пока что имеет самую сильную экономику мира? Причем ее основой является именно средний и малый бизнес. Нужно ли нам, чтобы добиться таких же успехов, учиться работать "по-американски", или лучше искать свой путь?
Для кого-то, кто получает оклад в крупной компании или в бюджетном ведомстве, этот вопрос представляет чисто теоретический интерес. Для членов нашего Санкт-Петербургского союза предпринимателей, которые прошли через все потрясения и беды девяностых годов, сохранили и развили свой бизнес, он носит сугубо практический характер. В нашей среде почти не осталось случайных людей. Мы - профессионалы, и воспринимаем свой бизнес уже не просто как способ получения денег, а как дело, которому служишь. Малый и средний бизнес - самая динамичная и гибкая часть экономики города, и во многом от нас зависит, как сложится баланс сил после вступления России в ВТО. Завоюют ли наш рынок зарубежные конкуренты или мы выйдем к ним со своими товарами и услугами.
Поэтому я улетал за океан по программе обмена опытом работы предпринимательских организаций с американскими коллегами, на стажировку по менеджменту и маркетингу малых и средних фирм с пакетом конкретных вопросов от своих коллег по союзу.
Не скажу, что вернулся с готовыми ответами. Но твердо убедился в одном: каких-либо фирменных секретов американский бизнес не имеет. Просто у него, по сравнению с нами, огромное преимущество во времени. На их успехи работает и менталитет - зарабатывание денег является у американцев национальной идеей, чего никогда (к счастью) не будет в России. Но эти преимущества не являются решающими.
В Штатах мне довелось бывать дважды - с промежутком в пять лет. И во второй поездке я видел то же самое, что в первой, - те же приемы, лозунги, идеи. А в России за эти пять лет изменилось буквально все. Мы вышли на другой уровень. И потому, что жизнь нас учит, и сами учимся. К примеру, сидим мы в Америке в университете Сан-Франциско на семинаре, посвященном вопросам приема персонала на работу. Ну очень интересно. Хотя, чувствую, я все это уже где-то слышал. И точно, вспоминаю, незадолго до отъезда у нас, в Санкт-Петербургском союзе предпринимателей, посетил семинар по работе с персоналом. Там говорили то же самое, только поярче и с нашими, российскими примерами.
То же самое на американских семинарах по маркетингу, управлению предприятием. На бесплатных круглых столах, тренингах и тому подобных мероприятиях у нас в союзе читают лекции, проводят тренинги почти такого же содержания, еще и оригинальные методики предлагают.
В чем же принципиальное отличие нашей бизнес-среды от американской? В том, что мы по натуре, по традициям коллективисты, а они - индивидуалисты.
Наш коллективизм - это не всегда благо. Те самые пресловутые административные барьеры, которые отменяют на самом высоком уровне, а они все равно растут, - тоже от искаженного понимания коллективизма. Каждый чиновник, проверяющий считает своим долгом вникнуть в дела частного предприятия: что оно делает, каковы планы, не утаило ли копеечку от общего государственного котла, не хочет ли поделиться доходами в пользу какой-нибудь очередной районной программы?
У американцев таких барьеров нет. Потому США и считаются страной с лучшим деловым климатом. Но наш коллективизм имеет и плюсы.
Американскому бизнесмену приходится вариться в собственном соку. Препон для бизнеса практически нет, но и помощи ни от кого никакой. Нужна консультация - плати деньги, и все будет в лучшем виде.
А организаций типа нашего Санкт-Петербургского союза предпринимателей у них нет. На встречах с представителями малого бизнеса Сан-Франциско и Лос-Анджелеса, Лас-Вегаса я долго объяснял с трибуны, чем занимается наш союз, и мне сначала не очень-то и поверили.
Я рассказываю, что член нашего предпринимательского союза может ежедневно получать бесплатные консультации практически по всем вопросам ведения бизнеса.
Говорят - не может быть!
Что у нас регулярно проходят бесплатные семинары по налогообложению, бухгалтерскому учету, трудовому законодательству и т. д.
Говорят - не может быть!
Что мы обеспечиваем членам союза бесплатное участие в различных выставках, размещая их рекламную информацию на коллективном стенде Санкт-Петербургского союза предпринимателей, и т. д.
Говорят - не может быть!
Все же убедил я их, что это не только возможно, но уже 18 лет существует и действует у нас в союзе. И помощь в предоставлении помещений в аренду, и содействие в получении кредитов, и открытие новых предприятий, и поиск партнеров по бизнесу...
Правда, сказанное не значит, что мы уже нашли свой путь. Все сложнее. Частный бизнес в России зарождался под влиянием американской модели, идеологии индивидуализма: не верь, не бойся, не проси.
В Америке так и делается. Например, первоначальный капитал они предпочитают заработать сами. Для этого есть возможность. Иди в любую - большую, малую - компанию, заключай контракт на продажу ее продукции, и - вперед. Самый распространенный способ. Через некоторое время на кровные сбережения можешь затевать свое предприятие.
У нас тоже начинали похожим образом. Искали, как могли, деньги, открывали на них маленькую фирмочку, на прибыль прикупали дополнительные квадратные метры, принимали новых сотрудников. Это неплохой путь, но у нас нет в запасе ста лет, чтобы нарастить мускулы таким способом. Конкуренты - в первую очередь крупные зарубежные компании, которые уже пришли в Россию, - задавят нас раньше. Спасти нас могут только коллективные усилия и помощь государства. Оно уже предлагает нам поддержку - через программы льготного кредитования, создание специальной инфраструктуры, бизнес-инкубаторы для начинающих. Но из-за "не наших" представлений - "не верь и не проси" - обращаются за этой поддержкой считаные единицы.
Эта ошибка может дорого обойтись. Бизнес, даже маленький, столь сложен и многогранен, что изучить все самому невозможно, а держать службу юристов, маркетологов, рекламщиков и пр., пожалуй, накладно будет.
Значит, надо повышать свою и своих специалистов квалификацию. А где это сделать оптимально? Для этого есть Санкт-Петербургский союз предпринимателей.
Ведь у нас среди членов союза есть специалисты любого профиля, готовые оказать содействие товарищам по бизнесу.
Потому и таков девиз наш, который не устаю повторять: "Мы организация не для предпринимателей, мы организация самих предпринимателей". И проблем между нами нет.
Чтобы облегчить жизнь предпринимателей, мы, помимо вышеперечисленного, организовали и Правовой центр, и Учебно-консультационный центр, проводим круглогодичный цикл семинаров "Административные барьеры в сфере предпринимательства. Пути их преодоления" (с участием представителей правительства Санкт-Петербурга, руководителей комитетов города, Федеральной налоговой службы, МВД, Госпожнадзора и прочих судьбоносных для предпринимателей ведомств).
Недавно мы выпустили третье издание справочника "Санкт-Петербургский союз предпринимателей - Партнерство деловых людей", под обложкой которого - около тысячи фирм нынешнего союза.
При этом мы, как всегда, решаем своего рода триединую задачу: расширяем контакты между членами союза, даем знания для ведения бизнеса и оказываем всяческую помощь всем попавшим в беду нашим сотоварищам, представляя их интересы в органах власти и защищая предпринимателей от неправомерных действий чиновников.
Будучи в США, я убедился, что нельзя заимствовать чужие модели. Учиться - можно, копировать - нельзя. Те, кто хочет догнать и перегнать, выбирают свой путь, пример чему - Китай, страна малого и среднего бизнеса, живущего по своим обычаям и традициям. Нам не подходит ни американский, ни китайский вариант. В России - свои традиции: объединение бизнеса в союзы, гильдии, товарищества, компании, взаимная поддержка, работа не только ради денег, но ради национальной идеи, престижа и процветания своей страны. Спасибо Америке, она нас многому научила. В том числе и тому, что только национальная модель поможет нам выиграть у нее и других стран Запада начинающуюся конкурентную схватку.