ЯБЛОНИ НА МАРСЕ САЖАТЬ НЕКОМУ

Настоящее и будущее российской космической отрасли вчера обсуждались на круглом столе в информагентстве "Росбалт"<br>

Ровно 46 лет назад в космосе побывал первый человек. Сегодня приходится признать: если проблема финансирования космических программ худо-бедно решается, то проблема кадров - нет. Практичная молодежь, желая быть актерами или юристами, уже не мечтает о звездах. Перед современной российской космонавтикой открываются новые перспективы. Россия вновь обратила взор на амбициозные проекты, связанные с освоением Луны и Марса, получением гелия-3 для разработки альтернативных источников энергии - в этом мы от Америки и Китая не отстаем. Из более близких перспектив - разработка техники пилотируемых полетов. Проблема в приземлении: так называемые капсулы с парашютом могут приземлиться где угодно, однако без проблем проходят через плотные слои атмосферы. Корабль с крыльями может вернуться туда, откуда взлетел, однако крылья могут не выдержать испытания атмосферой. Космонавт Георгий Гречко считает, что будущее за кораблями-гибридами, которые смогут объединить в себе две технологии. Кроме того, по мнению знаменитого звездного летчика, все государства в освоении космоса должны объединиться - соперничество бессмысленно, каждая страна должна производить то, что у нее лучше получается. - Космонавтика - национальное достояние нашей страны. Мы были первыми, мы достигли огромных успехов. Все же знают, нас принудили затопить станцию "Мир" раньше времени. Но ведь и новая международная станция строилась на наших предприятиях! Американцы не смогли сделать этого сами, как собирались, и доверили все нашей промышленности и инженерам, - считает Олег Мухин, вице-президент Федерации космонавтики России. Однако основная проблема космонавтики сейчас - недостаток кадров. Над разработкой, к примеру, марсохода должны трудиться несколько тысяч высококлассных специалистов - это технологи, инженеры, испытатели, расчетчики, грамотные эксплутационщики... Однако таких людей разыскать на просторах нашей родины непросто. Другие материалы о Дне авиации и космонавтики читайте на стр. 6. Ректор Балтийского государственного технического университета (Военмех) Олег Ипатов рассказал корреспонденту "НВ" о проблемах российского технического образования: - Мы стоим на пороге кадровой катастрофы. Во-первых, в силу известных демографических причин. Во-вторых, в ряде европейских стран качество технического образования очень низко. Кроме того, технические специальности не пользуются популярностью у молодежи. Иностранные компании приходят в Петербург и готовы брать наших выпускников: поскольку системы распределения больше нет, мы ничего сделать не можем. Они их скупают, предоставляют такие условия, которые ни одно российское ракетно-космическое или другое предприятие предложить не может. Наш университет реализует совместный проект с норвежцами. Первые 15 человек уже уехали в Норвегию, три месяца проработали там и очень довольны. В результате мы можем прийти к тому, что через два года иностранные компании будут пачками брать наших специалистов, и что тогда останется нам? - Значит, у ваших выпускников проблем с трудоустройством не возникает? - Изменилась система взаимоотношений с потребителями кадров. Сейчас предприятия вынуждены приходить в вуз, чтобы отбирать ребят со второго курса, назначать им дополнительную стипендию, договариваться с вузом о специальных курсах, чтобы студенты получали необходимую практику. Они должны заинтересовать молодежь. Мы ведем процесс создания представительств предприятий у нас в вузе, а не наоборот, как было раньше.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.