О ЧЕМ МОЛЧАЛА БСЭ...

Или почему Северодвинск попал в книгу рекордов<br>

Еще сравнительно недавно попасть в Северодвинск было так же проблематично, как сейчас в Мирный. В свое время информация о втором по величине городе Архангельской области в Большой советской энциклопедии исчерпывалась пятью строчками. "Завод дорожных машин, леспромхоз, деревообрабатывающий комбинат, швейная и мебельная фабрики, молочный и мясоперерабатывающий заводы, птицефабрика", - согласно БСЭ, только этим производством и жил город с почти 200-тысячным населением. Нельзя было ни словом обмолвиться о том, что в этом "ничем не примечательном" городке с заводом дорожных машин строятся атомные подводные лодки! Сейчас же только табличка, гласящая об ограничениях для въезда иностранцев, на подходе к городу напоминает о том, что Северодвинск некогда был закрыт. Даже бывшее КПП превратилось в придорожную забегаловку... Но это не значит, что город у самого Белого моря окончательно расстался с секретностью. Два судостроительных гиганта, занимающих многогектарную площадь - "Севмаш" и "Звездочка", - на карте обозначаются серыми пятнами, а для прохода на них даже журналистам проблематично получить разрешение. Хотя достаточно обратиться к одной из американских поисковых систем, чтобы на снимках, снятых спутником, досконально рассмотреть не только все объекты на режимных предприятиях, но даже группки суетящихся рядом с ними рабочих. Гигант "Севмаш" - не только одно из ведущих предприятий региона. Пожалуй, ни одно другое не упоминается так часто в Книге рекордов Гиннесса. В нее вошла не только "продукция", как, например, самый большой в мире АПК "Дмитрий Донской". Самым большим признавался и севмашевский цех № 55. В этом гигантском эллинге длиной в 400 метров одновременно могут строиться шесть АПЛ! В последние годы предприятие, испытавшее, как и все другие, в начале 90-х трудные времена, получает все больше заказов. Хотя были годы, когда с рабочими расплачивались "побочной" продукцией предприятия - мебелью и хрусталем. И далеко не все заказы связаны с пресловутыми подлодками: "Севмаш" занимается гражданским судостроением, выпускает продукцию технического назначения. В минувшие выходные город опять принимал высших чинов государства, когда на "Севмаше" спускали на воду АПК "Юрий Долгорукий" и закладывали плавучий энергоблок для первой в мире плавучей АЭС. Совместных с иностранцами проектов в последние годы тоже немало. Уже два года на "Севмаше" проходит реконструкцию авианосец ВМС Индии, бывший российский авианесущий крейсер "Адмирал Горшков". И все это время на берегу холодного Белого моря живут десятки теплолюбивых индусов - офицеры группы наблюдения с семьями. Их дети давно адаптировались в северодвинских школах, а жены обсуждают сериалы с русскими соседками. Сейчас на флагмане российского атомного судостроения трудятся около 26 тысяч человек. В советские же годы количество рабочих было около 40 тысяч. - Конечно, хорошо, что "Севмаш" в большой чести, - местный таксист везет нас на остров Ягры, чтобы мы могли потоптать берег скованного льдом моря. - Я сам на нем почти 20 лет отработал. Но молодежь нынешняя не особо рвется туда. Простой работяга меньше 10 тысяч получает. А что молодому нужно? Хорошую зарплату и жилье! А пока нет ни того, ни другого. Потому у нас молодые пацаны охотнее в таксисты идут...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.