СОКРОВИЩА АГРЫ ХРАНИЛИСЬ В ЯЩИКЕ

Виктор Оковитый работает на "Ленфильме" уже много лет. За это время он заслужил звания "Отличник кинематографии СССР" и "Почетный кинематографист России". Он причастен к созданию более чем 150 картин. Строил декорации для таких фильмов, как "Король Лир" Григория Козинцева, "Мертвый сезон" Саввы Кулиша, "Старая, старая сказка" Надежды Кошеверовой. Был художником комбинированных съемок и компьютерной графики в фильмах "Трое в лодке, не считая собаки", "Блондинка за углом", "Молох", "Телец", "Хрусталев, машину!", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".<br>

"ВЗРЫВ МАКЕТА ЦЕРКВИ НЕ ТАК ОПАСЕН..." - Виктор Кириллович, поделитесь, пожалуйста, секретами комбинированных съемок. - Наше бюро занимается в основном невидимыми спецэффектами. Видимые спецэффекты современная молодежь прекрасно знает, и обсуждая их, сразу можно сказать, что хорошо, что плохо. В тех фильмах, на которых мы работаем, эффекты чаще всего должны быть незаметны, но они нужны, потому что без них картина не сложится. Расскажу на примере. Сейчас мы работаем над фильмом Александра Сокурова "Александра", где в главной роли снялась Галина Павловна Вишневская. Съемки проходили в Чечне. Группа там работала в сложных условиях, они жили внутри военного городка. Трудности заключались в том, что много сцен - почти четверть картины - происходит практически ночью. А ночью в Чечне комендантский час, ограничения на использование света и передвижения. В итоге группа снимала ночные сцены днем, а потом мы обрабатывали материал на компьютерах и трансформировали эти эпизоды "под ночь", "зажигали" автомобильные фары, дорисовывали свет от фонарей, "включали" луну. До этого мы работали над картиной режиссера Константина Лопушанского "Гадкие лебеди" по роману братьев Стругацких. Для нее нужно было создать затопленный город. Много снимали на натуре в Питере и Кронштадте, но основную часть бутафории - макеты, которые мы сделали - разместили в одной из лужиц на берегу Финского залива. Построили дома высотой до трех метров и смоделировали целый затопленный город. В работе с вот такими "неэффектными" эффектами кино и состоит наша задача. - И много таких "потемкинских городов" вы в жизни построили? - Много, конечно, и строили, и рушили. Сейчас запускается картина, в одном из кадров которой должна будет взорваться церковь. Для того чтобы это получилось, нужно сделать хороший макет. И помнить, что взрыв относится к самым сложным элементам комбинированных съемок. Проблема в том, что дым, огонь и вода не масштабны. Когда корабль плывет по волнам, которые не кажутся реальными, это сразу выдает макет. Поэтому и нашу церковь нужно сделать как можно большего масштаба, чтобы взрыв получился натуральнее. Пока что я задумал колокольню около 8 метров. Это серьезное сооружение, которое будет собрано на территории киностудии, потом в частях вывезено на натурную площадку, там восстановлено и взорвано. Силу и количество заряда надо очень хорошо рассчитать. Был однажды у меня случай. Когда мы работали над картиной "Крах инженера Гарина", требовалось взорвать дамбу, окружающую озеро, которое должно было все затопить. Мы снимали озеро в бассейне. Пиротехники заложили первый заряд - ничего не получилось: маловато будет. Заложили во второй раз побольше. И взорвалось так, что в нескольких десятках сантиметров над головой оператора, как в замедленной съемке, пронеслась глыба из камня и гипса весом под сотню килограммов. Взрыв макета церкви не так опасен, но я все равно очень волнуюсь. Будем снимать его двумя или тремя камерами, потому что второй дубль невозможен - только потом что-то подправить при помощи компьютера. "МАЛЬБОРО" ДЛЯ "ХОЛМСА" - А часто зрители замечают подвох в вашей работе? - Сейчас на одном сайте любители сериала о Шерлоке Холмсе обсуждают ляпы. Говорят, что и Лондон-то не Лондон, и надписи на санскрите в "Сокровищах Агры" - ерунда. Когда мы это снимали, я взял учебник и просто переписал что-то оттуда - я же не знал, что спустя 30 лет появится новое поколение людей, которое начнет все старательно расшифровывать. Я использовал для ларца обычный металлический бухгалтерский ящик, где хранятся деньги, с ручкой сверху. Взял пачку дефицитного к тому времени индийского чая - это было самое доступное изображение. Срисовал с этого чая всех будд, шив и кого надо, и с помощью бутафоров нашего декорационного цеха мы все отфактурили под индийский ларец, и я сделал надписи. Еще один ляп обнаружили - мне очень понравилось - с фотографией. Герой держал в руках фотографию, зритель видел ее оборотную сторону с "фирменным знаком" фотографа. Когда снимался "Холмс", сигареты "Мальборо" были достаточно дефицитными, упаковку мало кто видел, и я вырезал для оборота фотографии красивую эмблему с пачки сигарет. В кадре она занимает всего-то сотую часть - так нет, выяснили, увеличили и пригвоздили к позорному столбу, что это с пачек сигарет "Мальборо". А тогда-то этого вообще никто не знал, кроме определенного круга людей, которые по блату доставали эти сигареты блоками. Так что ляпов находили много, но они оправданные: это кино. Что же делать? Всегда идешь на какие-то допустимые вольности. - Наверное, нужно обладать удивительной фантазией, чтобы придумать, как реализовать фантазию режиссера? - Основные идеи закладывает режиссер, так, как это было с Игорем Масленниковым, режиссером сериала о Шерлоке Холмсе, где я работал художником комбинированных съемок. "Я хочу, чтобы титры появлялись на бумаге после проглаживания утюгом", - говорил режиссер. А я уже думал, как это сделать, где достать старинный английский утюг, как сделать так, чтобы надписи появлялись, чтобы это было в стилистике картины, и так далее. Другой кадр он хотел получить с помощью пульверизатора или одеколона, который разбрызгивал загадочную жидкость, проявляющую буквы. А я как раз в это время, в 1978 году, женился, и мне подарили французский одеколон в необычном красивом флаконе. Я его и приспособил для этого варианта появления букв. Со временем, работая в этой области, начинаешь отталкиваться от того, что тебя окружает, учишься наблюдать. Где-то, бывает, своруешь идею - это тоже нормально. Иногда для того чтобы найти необычный город, достаточно выглянуть в окно. Например, режиссеру Лопушанскому был нужен для "Гадких лебедей" особый провинциальный город. Где такой взять? Выглянул в окно, там улица, которую я, 40 лет работая на киностудии "Ленфильм", использовал уже по-разному. Еще во время учебы, защищая курсовые, делал с нее гравюры, рисунки, наброски... И вот опять уткнулся в эту улицу. Там нехарактерные дома, я их взял за основу макета, а Лопушанский утвердил макеты - и все получилось. - Наверняка случаются какие-то неожиданности. Всего ведь не предусмотришь... - Да, конечно. Был случай, когда работали над картиной "Два долгих гудка в тумане". Я не знал, что с Белого моря в Северную Двину, где мы снимали, заходит приливная волна. Утром выбрали натуру, а пришли вечером - вода поднялась на несколько метров, и ничего не получается. Или вот известный польский режиссер Ежи Гоффман снимал фильм "Прекрасная дама". Лента сама по себе малобюджетная, действие - а это время Первой мировой войны - в основном происходило в купе поезда, а самого состава-то и не было. Поехали снимать в Кировск, на север, так как дело было в апреле и снег можно было найти только там. Построили макет насыпи железной дороги с поездом длиной около 150 метров. Бульдозером создавали снежный откос. Я попросил солдата, который им управлял, взять немножко правее, там почистить снег. Оборачиваюсь - нет ни солдата, ни бульдозера: провалились в пятиметровый сугроб. Испугался, стою, думаю, что делать? Ну, солдат выкарабкался, потом и бульдозер, старенький такой, вытащили тягачами. ОСОБЫЙ ЗАПАХ ДЕКОРАЦИЙ - Виктор Кириллович, вы говорите, что на "Ленфильме" уже 40 лет... - Я пришел в цех комбинированных съемок в 1970 году. А до этого три года строил декорации. Помню, в пятом павильоне строили декорации для кинокартины "Король Лир" Козинцева. Там же проходили и пробы актеров. Мало кто знает, что Козинцев пробовал на роль шута Алису Фрейндлих. И, быть может, ее бы и снял вместо Олега Даля, но она тогда как раз забеременела и у нее родилась дочка. Правда, может быть, это просто киношная байка, я имею в виду пробу на роль шута. Уж очень много лет прошло. Когда я только пришел на "Ленфильм", я ощутил особый запах декораций, в театре говорят "запах кулис", а это просто запах пропитки их огнеупорным составом. Он остался со мной на все эти годы. Сейчас его уже не почувствовать. Это как память отрочества: остаются вкусовые ощущения от того, как первый раз попробовал коньяк, водку, пиво. Сейчас я пробую все то, что только что назвал, довольно часто, и нет такого эффекта. Тогда я всему удивлялся. Зайдешь в павильон - стоит дом. Зашел за декорацию - а там, оказывается, ничего нет. Обманка. Я очень люблю эту киностудию, старейшую в России. В следующем году она будет отмечать свое девяностолетие! Когда я пришел сюда в 22 года, здесь очень много народа работало - около двух с половиной тысяч человек, а сейчас всего 300. Людей, которые работают здесь столько лет, сколько и я, осталось очень немного, но я все равно чувствую себя молодым. В кино люди дольше остаются молодыми, потому что сам процесс производства фильма предполагает особую динамику, подвижность в мыслях и действиях - ты должен справляться с очередными "домыслами" и "вымыслами" режиссеров. И, что особенно важно, чтобы рядом с тобой были друзья-единомышленники. Мне в этом отношении повезло как никому. Я работаю вместе с такими замечательными специалистами в области комбинированных съемок, как операторы братья Плаксины. Художник комбинированных съемок делает только часть работы, а кино - плод работы всего творческого коллектива.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.