СМЕРТЬ ПО ДЕШЕВКЕ

В России жизнь человека ничего не стоит. Это в очередной раз доказал судебный процесс по иску родственников погибших в авиакатастрофе Ту-154 под Донецком к ГТК "Россия"<br>

Вчера в Московском федеральном суде состоялось первое слушание дела по существу иска. Пострадавшие требовали от авиакомпании возмещения морального ущерба в размере 9 миллионов рублей за каждого погибшего. По словам соучредителя общественной организации "Прерванный полет" Виталия Юсько, на такую сумму была застрахована гражданская ответственность авиаперевозчика. Юристы ГТК "Россия" возражают: данная норма применима только по отношению к пассажирам погибшего лайнера. В живых никого не осталось, а родственники не могут рассчитывать на получение этих денег. После всего услышанного в зале суда на ум приходит фраза: "Нет человека - нет проблем". Адвокат истцов Людмила Айвар пояснила: - Если бы после страшной авиакатастрофы человек выжил, получил увечья, стал бы инвалидом, ему бы заплатили намного больше. А так получается, что погибший, и вообще жизнь человека, не стоит ничего... На это заседание суда пришли даже те, чье дело в этот день не рассматривалось. Многие просто хотели поддержать товарищей по несчастью, подержать за руку женщин, которые даже спустя полгода после катастрофы не могут сдержать слез при упоминании имен тех, кого они потеряли под Донецком. В глаза им тяжело смотреть. А слушать рассказы о том, как людям приходится жить с осознанием этой потери, и вовсе невыносимо. - Мне пришлось продать квартиру, где мы жили всей семьей, - со слезами на глазах говорила одна из женщин. - Там каждая деталь напоминала о ребенке, которого уже нет... В детской я находила разрисованные фломастером обои и плакала над ними часами. В ожидании слушаний они делились своим горем. - А мы оставили все как есть, - рассказала другая. - Убрать вещи, игрушки не хватает сил. В спальне ребенка я до сих пор меняю белье: стираю и стелю свежее. Как будто ничего не случилось... Вещи погибших, которые нам доставили, до сих пор не разобрали. Уже не осталось ни физических, ни моральных сил распаковать эти сумки. Который месяц они стоят нетронутыми. За каждым судебным иском стоит горе и боль. Всего в Московский федеральный суд было подано около 40 заявлений. За каждого погибшего родственники просили взыскать около 9 миллионов рублей. Их желание наказать авиакомпанию вполне понятно - должен же кто-то ответить за смерть 170 человек... Напомним, в середине февраля Межгосударственный авиационный комитет (МАК) вынес свой вердикт. На заседании правительственной комиссии замглавы МАК Алексей Морозов огласил результаты расследования: "Самолет погубили неправильные действия пилотов". Заместитель генерального директора ГТК "Россия" Геннадий Болдырев заявил, что роковую роль в трагедии сыграли чрезвычайно сложные метеоусловия, в которые попал самолет. Так кто же виноват? Пилоты, которые уже ничего не смогут сказать в свое оправдание? Или нежданный мезоциклон, с которого тем более ничего не спросишь? В суде родственники погибших надеялись найти правду... По словам адвоката Людмилы Айвар, при расчете суммы иска за основу был взят так называемый экономический эквивалент человеческой жизни - 9 миллионов рублей. Также учитывалась судебная практика прежних лет - дела по обрушению аквапарка "Трансвааль" и захвату зрителей мюзикла "Норд-Ост". - К тому же МАК признал этот рейс международным, - сообщила Людмила Айвар. - А по условиям Монреальской "Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок" минимальный размер компенсации составляет 75 тысяч евро. В кратком отзыве на исковое заявление представители ГТК "Россия" возразили: "Российская Федерация не является участницей Монреальской "Конвенции...". Ответственность российских авиаперевозчиков регулируется Варшавской конвенцией "Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок" (Варшава, 12.10. 1929 год)..." (Более 30 стран отказались от Варшавской конвенции в пользу Монреальской, но Россия не ратифицировала последнюю. - Прим. ред.) А также утверждают, что рейс должен считаться внутренним, так как "место отправления и место назначения данной перевозки расположены на территории одного и того же государства". Утверждения насчет правомерности о компенсации тоже прописаны довольно четко: "Истец ссылается на статью 117 Воздушного кодекса РФ и статью 800 Гражданского кодекса РФ, которые устанавливают ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира. Учитывая, что, к несчастью, все пассажиры воздушного судна погибли и истец не являлся пассажиром погибшего воздушного судна, данные нормы не могут быть положены в обоснование требований истца". Иными словами, на 9 миллионов, на которые были застрахованы пассажиры, родственники погибших попросту не имеют права. - Мы будем оспаривать это заявление, - пояснила Людмила Айвар. - Если представителям авиакомпании нужно доказывать, что родственники погибших, которые потеряли в катастрофе самых дорогих людей, понесли моральный ущерб, мы это сделаем. Сейчас наши эксперты готовят свое заключение по стоимости жизни человека по каждому конкретному иску. На следующих заседаниях суда мы предоставим эти бумаги. Следующий раз истцы и ответчики встретятся 15 мая. Виталий Юсько предположил, что это заседание может стать последним в Московском федеральном суде. - Не исключено, что суд примет решение в пользу авиакомпании, - рассказал Виталий Юсько. - Уже был создан прецедент. Рассматривая иск семьи Скачковых, судья Ольга Андреева вынесла решение взыскать с ГТК "Россия" только 500 тысяч рублей. Причем из этой суммы были вычтены 300 тысяч рублей, которые авиакомпания уже выплатила пострадавшим после авиакатастрофы. В итоге они получили только 200 тысяч рублей материального ущерба. Боюсь, все другие иски постигнет та же участь. Создалось такое впечатление, что судья была готова вынести свое решение уже сегодня...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.