"У НАБОКОВА НЕ БЫЛО ДРУГОГО ДОМА!"
На Большой Морской, 47, находится единственный в мире музей писателя Владимира Набокова<br>
23 апреля - день рождения писателя Владимира Набокова, автора всемирно известных романов "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Камера обскура", "Дар" и, конечно, "Лолиты". Накануне дня рождения писателя "НВ" посетило "набоковские места" в Петербурге и Ленинградской области. Благо что редакция газеты находится в доме, где родился Владимир Владимирович. Там теперь находится его музей, с директором которого - Татьяной Пономаревой - встретился корреспондент "НВ".
- Татьяна Олеговна, коллекция Музея Набокова насчитывает почти 4000 предметов. Для маленького музея совсем неплохо...
- Да, мы не все можем выставить, потому что у нас не хватает качественного выставочного оборудования. В запасниках хранятся даже личные вещи Владимира Владимировича, например, пиджак и куртка. Их подарила биографу Набокова Брайану Бойду вдова Набокова Вера Евсеевна. Когда Бойд писал биографию Набокова, он много с ней общался, работал в Монтрё. Он носил джинсы, и Вера Евсеевна почему-то решила, что у Бойда нет денег на то, чтобы купить себе приличную одежду. Она подарила ему некоторые вещи из гардероба Владимира Владимировича, хотя Бойд был совершенно другого телосложения и меньше ростом. Он, естественно, их никогда не носил, хранил у себя дома, а потом, когда появился музей, подарил нам.
- А как Бойд вышел на вас? Ведь за границей тоже, наверное, существует музей Набокова?
- Нет, наш музей - единственный в мире. И никогда другого музея не будет, потому что у Набокова не было другого дома и даже своей квартиры. Первые двадцать лет эмиграции в Европе он снимал с семьей квартиры и, обычно, даже комнаты: денег на квартиры не было. А годы его жизни в Америке прошли в съемных домах коллег по университету. В Швейцарии, после коммерческого успеха романа "Лолита", он уже мог позволить себе что-то купить, но не предпринимал даже никаких попыток. Все последние годы они с женой прожили в отеле "Монтрё Палас".
- Бывают ли среди посетителей музея близкие Владимиру Владимировичу люди?
- У нас бывали практически все - и его сын Дмитрий Владимирович Набоков, и сын Елены Владимировны, его сестры. Кстати, в советское время Елена Владимировна сама приезжала в этот дом, но ее не пустили, она смогла пройти только на лестницу.
В субботу (21 апреля. - Ред.) к нам приезжает внучка брата Владимира Дмитриевича, Надежда Ван Иттерсум. Она художник и скульптор, привозит свою выставку. Так что творческий ген в семье Набоковых сохраняется.
- Как вам достаются экспонаты?
- Мы ничего не покупали, нам все дарили: у нас просто нет на это денег. Но будь музей под крылом государства, нам бы дарили гораздо больше. Мы знаем, что и где есть в личных архивах за границей. Но так как у нашего музея нет официального статуса, это останавливает людей. Один американский коллекционер - человек небогатый, но большой энтузиаст - купил для нас почти полный комплект "Современных записок", ведущего журнала русской эмиграции, который печатался в Париже до 1940 года. Его, насколько я знаю, полностью ни в одной библиотеке нет, ни в одном собрании. Но пока неясна будущая судьба дома, коллекционер боится сюда это перевозить.
Дмитрий Владимирович собирался передать нам около 600 предметов. Еще у одного человека хранится переписка с Набоковым по поводу бабочек. У родственников лежит семейный архив, письма, рукописи, фотографии, вывезенные из России. Времени у них нет этим заниматься. Потомки все меньше и меньше интересуются своим прошлым. Даже Надежда, художница, которая к нам едет, русского уже не знает.
- Наверное, у многих ваших экспонатов совершенно необычная история?
- Да, у нас есть автограф Набокова - его стихотворение, написанное на первом издании книги "Король, дама, валет". Эту книгу вместе со стихотворением Владимир Владимирович подарил своему приятелю тех времен. Больше оно нигде не было записано, о нем просто забыли.
Но здесь же и сам дом - экспонат. Хотя его планировку в советское время изменили, до сих пор можно найти соответствия между тем, что в книгах Набокова, и зданием. Такой переход литературы в реальную жизнь однажды произошел.
Набоков писал, что в зеленой гостиной елка упиралась в потолок, расписанный бледно-зелеными облаками. Но в советское время этих облаков никто не видел, потому что потолок был покрыт белой штукатуркой. Потом, когда здесь уже был музей, в 2000 году прошла небольшая реставрация. Часть потолка вскрыли и увидели под этой белой штукатуркой бледно-зеленые облака. Думаю, и что-то другое можно было найти, но никто же не смотрел, не искал.
- Какие мероприятия вы планируете в этом году ко дню рождения Набокова?
- 23 апреля откроется выставка скульптуры и фотографий, состоится концерт. Пройдет научная конференция. В воскресенье будет традиционная экскурсия по набоковским местам - Выра, Рождествено - и пройдет показ фильмов. Есть еще одно из важнейших событий, дата которого зависит не от нас: во дворе филологического факультета Государственного университета откроется первый в России памятник Набокову. Идея памятника в том, чтобы изобразить Набокова еще молодым, когда он жил в России.