КАКОЙ ПРОК ОТ ДОБРОГО БЕДНЯКА?
Хочешь жить - умей делиться! Именно так сегодня понимают долг бизнеса перед обществом многие чиновники<br>
ТЯЖЕЛОЕ СЧАСТЬЕ
Тот день я запомнил на всю жизнь - самый трудный и самый радостный, когда одновременно готов был плакать и смеяться. Но все по порядку...
В 1988-м мы с приятелями создали первое в Ленинграде частное издательство. Страна нищала на глазах, и, едва бизнес дал первый небольшой приварок, мы, четверо интеллигентов, посчитали, что жрать от пуза рядом с голодными стыдно.
В Управлении народного образования города и области нам предъявили длинный список детских домов. Мы выбрали детдом в Волхове. Он был самым дальним, а потому вряд ли мог рассчитывать на иных благотворителей, да к тому же небольшой - около сотни детей дошкольного возраста, - как раз по нашим скромным финансовым силам. Но помогать стали не деньгами, а вещами, что в условиях тотального дефицита ценилось гораздо выше. Доставали детские колготки, электролампочки, кое-что из сантехники, фломастеры, акварельные краски, цветные карандаши...
А потом наступил Новый год. Какие подарки везти детям, было решено сразу, без дискуссий. Мы уже успели заметить: ребятишки в общем-то имели все необходимое, кроме того, что делает маленького человека личностью, - у них не было ничего своего, все - только общее. Поэтому каждому воспитаннику мы собрали индивидуальный подарок: игрушка (девочкам - кукла, мальчикам - машинка), два апельсина, набор цветных карандашей, книжка с яркими картинками... Разложив все это в полиэтиленовые пакеты, наша маленькая делегация - главный художник издательства Леша Парушкин, руководитель службы реализации Паша Стрельников и я, зам. главного редактора, - отправилась в Волхов.
Мы обходили все группы, вручали ребятишкам подарки, стараясь с каждым поиграть, поговорить хоть несколько минут. Малыши встречали нас радостными криками:
- Ты - мой папа!
- Папа приехал!
- Папочка, я тебя люблю!
Стоило присесть на корточки, как дети кидались нам на шеи, обнимали, целовали. А мы, три здоровых мужика, едва сдерживали слезы.
Это продолжалось почти до вечера. На станцию мы возвращались уже в темноте. Шли и молча курили.
- Сегодня был самый тяжелый день в моей жизни, - сказал Паша.
- Да, тяжелый, но одновременно и самый счастливый, - ответил я. - Потому что я впервые смог реально кому-то помочь.
- Кто ж тебе раньше мешал? - удивился Леша.
- Не кто, а что - бедность. Сегодня я понял, что по-настоящему добрым может быть только мало-мальски богатый. А от доброго бедняка какой прок? Чем он может помочь, только старыми носками?..
ТВОРИ ДОБРО, ПОКА НЕ ПОЗДНО!
С тех давних времен нуждающихся в помощи у нас сильно прибавилось: по разным оценкам, за последние два десятка лет разрыв между доходами пятой части богатых и пятой части бедных в нашей стране увеличился примерно в два раза и сегодня, опять-таки примерно, в два раза выше, чем в Великобритании и Германии. Однако и бизнес уже не тот - из наивного пацана он вырос в солидного, накопившего жирок джентльмена с весьма толстым портмоне. Вот только характер благотворительности - одно из важных проявлений социальной ответственности бизнеса - изменился мало. Она по-прежнему регулируется исключительно желаниями предпринимателей и пожеланиями чиновников.
Нынешнее законодательство - и, в частности, закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" - делает заботу о нуждающихся невыгодной для бизнеса. Налоговый кодекс требует, чтобы отчисления на социальные нужды производились только из чистой прибыли фирмы, то есть из тех средств, которые остались после всех расчетов с государством. А это значит, что налоговых льгот на благотворительные суммы, как это принято на Западе, у нас не существует. Одновременно и получатель благотворительной помощи должен уплатить налоги с тех денег, которые получил, то есть просить у бизнеса больше, чем ему фактически требуется.
Тем не менее, по данным информационного центра "Благотворительность в России", российские фирмы ежегодно тратят на социальные нужды до 11 процентов (!) своей чистой прибыли. Такова официальная статистика, но если прибавить к ней неофициальную, показатели оказались бы еще выше. Ведь не желая попасть в налоговые путы, многие фирмы частенько помогают нуждающимся черным налом.
Впрочем, будем объективны, значительная доля этих отчислений осуществляется, так сказать, в добровольно-принудительном порядке. Федеральные и местные чиновники сегодня очень любят говорить о социальной ответственности бизнеса. Но обычно это красивое словосочетание обозначает лишь одно: если хочешь работать спокойно, поделись - вложи деньги в социальные программы.
"Социальная ответственность бизнеса" - теперь этот лозунг в такой же моде, как некогда: "Экономика должна быть экономной". И по-моему, столь же ущербный, потому что и то и другое не подлежит сомнению, но может быть реализовано только при таких условиях, когда экономить или социально ориентировать свой бизнес будет выгодно.
ГЛАС НАРОДА
Не так давно Институт комплексных социологических исследований РАН решил выяснить, а что думают о данной проблеме сами предприниматели. Почти 70 процентов участников опроса заявили, что считают наиболее важной социальной ролью бизнеса создание новых рабочих мест, 53 - выплату сотрудникам премий и стипендий на обучение, чуть больше 45 процентов - предоставление работникам социальных пакетов, около 44 - создание центров переобучения и повышения квалификации.
В сентябре прошлого года ВЦИОМ провел свое исследование среди самых разных слоев населения: как оказалось, 34 процента опрошенных считают, что наиболее важный показатель социальной ответственности бизнеса - выплата зарплаты и налогов, 27 - выпуск качественной продукции, 25 - выполнение деловых обязательств перед клиентами и партнерами. Графа "участие в местных социальных программах" привлекла лишь 11 процентов респондентов, а "благотворительность..." - 7.
Другими словами, как предприниматели, так и непредприниматели видят социальную значимость бизнеса прежде всего не в том, чтобы богатые делились деньгами с бедными.
И тем не менее благотворительность России крайне необходима. В ней нуждаются не одни лишь бедняки, но и учреждения культуры, научные организации, учебные заведения, медицинские центры... Как показывает практика, среди богатых и состоятельных немало людей сердобольных, думающих отнюдь не только о своем кармане, а значит, в целом бизнес готов к широкой благотворительной деятельности.
Но бизнесу необходимо помочь. Нужен новый закон (или поправки к старому), который сделал бы благотворительность по-настоящему выгодной. А для этого законодатели должны наконец предусмотреть уменьшение налогооблагаемой базы на суммы, отпускаемые в благотворительных целях. Такие поправки впервые в мире были внесены в налоговое законодательство США в 1921 году; за последние десять лет объем пожертвований на благотворительность в этой стране постоянно превышает 2 процента ВВП.
Да и сам бизнес мог бы себе неплохо помочь. По данным уже упоминавшегося Информационного центра "Благотворительность в России", в тех же США 78 процентов потребителей охотнее покупают товар, если знают, что часть вырученных средств продавец переведет на социальные нужды, а 28 процентов британцев даже готовы бойкотировать продукцию социально неориентированных компаний. Уверен, и у нас упоминание, что на деньги, полученные, скажем, от продажи пончиков, будет построен детский оздоровительный лагерь, может стать самым выигрышным рекламным ходом. Ведь небогатые русские не менее сердобольны, чем богатые.
СЛОВАРИК НА ПАМЯТЬ
Благотворительность - добровольная и безвозмездная помощь людям и организациям, которые в такой помощи нуждаются. Предоставляется без какого-либо расчета на выгоду.
Меценатство (от имени Гая Цильния Мецената, покровителя искусств во времена римского императора Августа) - благотворительная деятельность, направленная на поддержку культуры и искусства, науки.
Попечительство - забота, опека, привлечение благотворителей и/или благотворительных средств, а также надзор за благотворительной деятельностью.
Спонсорство - оплата взноса на проведение того или иного мероприятия, с тем чтобы прорекламировать себя, свою организацию или свою продукцию (услуги).
Филантропия - синоним благотворительности.