МЭТТ ДЭЙМОН: "ДЖЕЙСОНА БОРНА СЛЕДОВАЛО УБИТЬ В ПЕРВОЙ СЕРИИ"
Ради новых ролей он учится играть на пианино и ломает ребра на поле для гольфа<br>
Премьера последнего фильма сериала о суперагенте Джейсоне Борне, "Ультиматум Борна", состоится на Каннском фестивале в мае. Картина уже побывала на закрытом журналистском просмотре в Нью-Йорке и была положительно принята критиками. В ней герой Мэтта Дэймона - киллер с исковерканной памятью по имени Джейсон Борн - продолжает поиски собственного "я" в Париже, Мадриде, Лондоне, Танжере и Нью-Йорке.
Сам Мэтт, недавно сыгравший настоящего цээрушника в ленте Роберта Де Ниро "Добрый пастырь" (в русском варианте "Ложное искушение"), энергично высказывается за то, чтобы "Ультиматум" стал окончательной точкой в шпионском франчайзинге. Актер не любит повторений. И то, что Дэймону за последние годы пришлось принять участие в двух сериалах (один о Борне, а второй о многочисленных друзьях Дэнни Оушена), сильно его коробит. Он вообще серьезно подходит к своей профессии и не любит, когда его называют суперзвездой. Хотя так оно и есть.
- Я артист, а не суперзвезда, - уверяет Мэтт Дэймон.
- А есть разница?
- Разумеется. И огромная. Суперзвезда - человек, который ничего, кроме своей персоны, не видит, стремится только к одному - быть популярным во что бы то ни стало. Такой будет очень аккуратно выбирать себе роли, стараясь участвовать только в многомиллионных проектах и только со звездами своего ранга. Потому что ему нужно все время следить за тем, чтобы не упасть с вершины, на которую он с таким трудом забрался, и не сломать голову. А вот у актера только интерес: получится - не получится. В этом суть. Настоящий актер берется за все, что привлекает его внимание, и поэтому в какой-то момент может пить горькую, потому что на его пяти последних картинах присутствовали шесть зрителей, включая мать и сестру-первоклассницу. Все зависит от случая.
- Вам приходилось пить горькую?
- Только в переносном смысле, я не любитель себя одурманивать. Но разочарования и стрессы из-за превратностей судьбы, разумеется, были. Причем, как ни странно, это было не в начале карьеры. На старте все как раз-таки было достаточно просто: я совсем не верил в то, что когда-нибудь смогу вырваться. То есть я знал, что способностей хватает, но вот повезет ли? Тут угадать невозможно. А потом, после того как вышел "Талантливый мистер Рипли" и на меня стали поглядывать как на суперзвезду, - вот тогда и начала, что называется, работать динамомашина... Жизнь с оглядкой на обстоятельства не самая лучшая штука. И когда я вдруг понял, что все время думаю о том, будет у меня еще один "Рипли" или нет, то вдруг плюнул на все на свете и снялся в нескольких малобюджетных лентах. Просто для того, чтобы смыть с себя глянец... И никогда об этом не жалел.
- А как вы относитесь к своему самому популярному персонажу - Джейсону Борну?
- Никак. Я вообще никак не отношусь к своим персонажам. Я ведь актер и должен играть, а не соотносить себя и свою жизнь с теми фильмами и героями, в которых перевоплощаюсь.
- Но вы с удовольствием снимались в этой роли?
- Конечно. Если ты трижды примеряешь на себя одну и ту же маску, значит, что-то тебя в ней привлекает. Тут не поспоришь. Борн - человек, который никак не может осознать, хороший он или плохой. Вроде бы занимается не самым лучшим делом, но при этом он умопомрачительно интересен. И еще он постоянно отыскивает в себе какие-то новые черты, новые таланты. Мне это нравится.
- Вы считаете, что сериал удался?
- На мой взгляд, да. Над ним работали отменные режиссеры, великолепные актеры, талантливые сценаристы. Знаете, ведь Ладлем писал свои романы о Борне во времена самого разгара холодной войны, поэтому мы постарались отойти как можно дальше от оригинала, не затрагивая при этом общего настроения. Два фильма получились очень недурными, а когда студия заказала третий, вообще захотелось караул кричать: ну как может герой три серии подряд думать только о том, кто он такой и почему при этом убивает огромное количество людей? Мы с Полом (Гринграссом, режиссером "Превосходства Борна" и "Ультиматума Борна". - Прим. ред.) кинули клич по Голливуду, в интернет: мол, все, у кого есть идеи по поводу того, что может приключиться в третьей части картины, пишите, в накладе не останетесь. В результате нам стали приходить кипы писем, из которых впоследствии стал вырисовываться прообраз будущего сценария.
- Джейсона убьют в конце фильма?
- Нет-нет, живым останется. К нему привыкли, его не хотят видеть мертвым. Он должен всех победить... Хотя я еще в первом фильме говорил, что Борна следует убить, чтобы не соблазнял своей харизматической личностью кинематографистов на съемки продолжения...
- Вживаясь в роль, вы проводите какие-нибудь изыскания, дополнительные исследования на тему?
- Разумеется. Когда режиссер говорит "Мотор!", у тебя уже должно быть все готово, и каждое слово, каждое движение должно быть "привязано" к характеру. Когда снимали "Отверженных", я почти три месяца провел в бостонской полиции. Даже участвовал в рейде на наркопритон. Хорошо еще, что при мне никого не убили. Но я все видел, все слышал - как люди ходят, говорят, как обедают. Тут все важно. Я выучился играть на пианино, когда снимался в "Талантливом мистере Рипли". И в профессиональном турнире по покеру даже участвовал. Проиграл, разумеется. Но зато, когда работал в "Кидалах" (триллер о профессиональных игроках. - Прим. ред.), у меня не возникало ни тени сомнения в том, что я все делаю правильно. А в "Легенде о Бегере Венсе" пришлось играть в гольф. Когда учился, сломал два ребра. А думал, что эта игра не травматичная... Клюшкой попал в лунку и наткнулся на нее с размаху. У меня, несмотря на то что я играю суперагента, реакция довольно слабая. Видимо, сказывается финское происхождение: дедушка был финном, все делал не торопясь.
- А супергероя вам играть не предлагали?
- Было дело. Это когда "Сорвиголову" хотел снимать Роберт Родригес, а сценарий написал Кевин (Смит. - Прим. ред.). Я должен был изображать Сорвиголову... Но затем студия передумала: захотела более высокобюджетный фильм, с размахом. А у нас была совершенно другая идея... Поэтому я роль отдал Бену (Аффлеку. - Прим. ред.) и не пожалел. Сейчас моя самая супергеройская роль - роль отца. Я надеюсь, что исполняю ее на все сто и не промахиваюсь. Честно говоря, это трудно. Но очень увлекательно. Дочке скоро год.
- А насчет будущих планов?
- Сейчас выйдут "Ультиматум Борна", "13 друзей Оушена" и "Маргарет". Последняя - удивительно сильная история, ее снял Кеннет Лонерган. У меня там небольшая роль, как и у Фрэнсиса Форда Копполы в "Юности без юности", в фильме по книге Мирча Элиаде. А затем будет "Боец".
- Триллер?
- Нет, это история знаменитого ирландского боксера Микки Уорда, его играет Марк Уолберг. А я - его сводного брата, Дика. От триллеров пока хочу отдохнуть. Надо и в обычных людей поиграть...
В чужом кармане
"Кидалы" (1998) $600 000
"Талантливый мистер
Рипли" (1999) $5 000 000
"Легенда о Бегере Венсе"
(2000) $7 000 000
"Идентификация Борна"
(2002) $10 000 000
"Ультиматум Борна"
(2007) $17 000 000