"ПУСТЬ СОЛДАТЫ НЕМНОГО ПОСПЯТ..."

КАК ЧАСТО за без малого четыре года солдату не хватало сна... Если ж выпадала минута - спал и под грохот батарей, и под взрыв бомб, и в самую душевыворачивающую болтанку, коли случалось бороздить море на катере, и просто положив под голову снарядный ящик или смерзшийся ком земли... Да, когда выкраивалось такое мгновение сна, тут уж пусть рядом хоть целый полк соловьев - ни за что до самой команды "Подъем!" не разбудить было им солдата... Помните, как об этом в 1942-м на Ленинградском фронте писал Михаил Дудин: "Лесная яблонь осыпает цвет, пропитан воздух ландышем и мятой... А соловей свистит. Ему в ответ еще - второй, еще - четвертый, пятый... И мир гремит на сотни верст окрест, как будто смерти не бывало места, шумит неумолкающий оркестр, и нет преград для этого оркестра..."<br>

Однако наступила весна сорок пятого, и смертельно усталый наш солдат стал спать как-то по-иному, тревожно. Словно боялся пропустить миг Победы. А еще, видно, очень тосковал о далеком доме, о любимой, о жизни, в которой уже не будет ни огня, ни крови... *** ОДНАЖДЫ, когда Василий Павлович Соловьев-Седой работал в Москве над опереттой "Верный друг", дверь номера гостиницы распахнулась - и на пороге вырос Алексей Фатьянов. Поэт прибыл с фронта: ему дали отпуск специально, чтобы вместе с Соловьевым-Седым написал две песни. Стихи готовы, их Фатьянов сложил под грохот канонады: "Ничего не говорила" и "Соловьи". Василий Павлович сел за рояль, музыка родилась быстро, а потом композитор и поэт позвали к себе соседей по отелю и показали им новые песни. Одобрение было полным, особенно всем по душе пришлись "Соловьи". Правда, генерал из соседнего номера предложил заменить в "Соловьях" одно слово: "Пусть солдаты (а не "ребята", как было сначала) немного поспят". Пришла и к нам на фронт весна, Солдатам стало не до сна. Не потому, что пушки бьют, А потому, что вновь поют, Забыв, что здесь идут бои, Поют шальные соловьи. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят... "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат..." Сколько уже раз - и до войны, и еще много-много раньше - люди в песнях обращались к соловью-соловушке, мечтая о любви, о счастье. И вот теперь, весной сорок пятого, это случилось снова. Коротки, томительны сновидения весны этой - последней военной... И несмотря на то, что сегодня "пушки бьют", а "завтра снова будет бой", у каждого солдата весна ох как разбередила душу... Много потом еще дивных песен выйдет из-под пера красавца (он и лицом, и статью, пожалуй, был похож на молодого Шаляпина!) Фатьянова. И вы их отлично знаете: "В городском саду играет духовой оркестр...", "Мне тебя сравнить бы надо с песней соловьиною...", другие. Увы, жизнь талантливого поэта, как это часто случается, оборвалась очень рано: не дотянул и до сорока... Но песни, которые он оставил нам, повторяю,- прекрасны! Вот и "Соловьи"... Рассказывают, что другой композитор, увидев у Фатьянова стихи о соловьях, тоже попытался сложить на них свой музыкальный вариант. Получился вальс, весьма непритязательный и милый, но признания он не получил. Вернее, он сразу же отступил перед песней, которую знаем мы. Потому что вместе с лиризмом, очень добрым и проникновенным, есть здесь и эпичность. Эпичность удивительнейшей силы. Да, редко доводилось солдату выспаться за те 1418 дней. Очень редко. Он добыл для Родины Победу и лишь тогда заснул - спокойный, что выполнил свой долг...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.