ВЕЛИКОЛЕПНОЕ КОЩУНСТВО
Оперетте Кальмана "Баядера" в Театре музыкальной комедии впрыснули дозу мюзикла. Вернее, так: мюзикл и оперетта соединились, чтобы произвести некий гибрид. "Сосватали" их венгры - либреттисты Иштван Каллаи и Миклош Кереньи, - а поставил один из них под прозрачным псевдонимом Керо.<br>
Дитя унаследовало черты обоих родителей. С опереттой все ясно, а вот другой родитель похозяйничал основательно и властно.
В структуру зрелища заложена острая динамика. Действие движется толчками: 30 картин, перебрасывающих декорации и зрителя из одной ситуации в другую, словно шарики жонглера. Когда из сладчайшей мелодии вальса (вставной номер из "Цыгана-премьера") возникает эксцентрический танец в стиле акробатического рока, к этому надо привыкнуть.
А когда три пары лихо и точно отплясывают знаменитый танец шимми, молниеносно меняясь партнерами, поневоле заражаешься ритмом и втягиваешься в ауру нового качества жанра. Актеры безостановочно снуют по сцене или катаются по полу, вплоть до рискованных мизансцен. Прежние персонажи, соседствуя с новыми (из них особенно запоминается веселый темпераментный Сапари - Дмитрий Петров и Иван Корытов), обретают новые функции и порождают новые сюжетные линии.
Специфика мюзикла потребовала разорвать музыкальные номера, перемешать темы, ввести неожиданные реминисценции. Кое-что изъято, кое-что добавлено, кое-что аранжировано в стиле рок. Дирижер Иштван Шилло абсолютно владеет оркестром, так же как русский хормейстер Алексей Нефедов - хором. Широкое музыкальное полотно представило знакомую партитуру в новом виде.
Вся эта пестрота одухотворена профессионализмом и талантом режиссера. И вот за что хочется особенно поблагодарить венгерских авторов. Возвращены в сюжет две важные линии, которых обычно чураются наши театры: английский протекторат и магнетическая сила, которой обладает Раджами. Политика и мистика. Вездесущий полковник Паркер, претендующий на руководство и опеку над Раджами (Виктор Кривонос и Александр Мурашко), терпит поражение. Так же как и попытка Раджами завоевать Одетту с помощью таинственных древних чар. Здесь кроется исконная и главная идея "Баядеры": поединок двух культур в лице азиата и парижанки. Кульминацией спектакля стали сцены во дворце Раджами. Ошеломляющее экзотическое великолепие: высокие золотые решетки, мерцающие цветные витражи, огромное ложе, усыпанное пурпурными цветами, фантастической красоты танцы (сценограф Эржи Тури, хореограф Дьердь Геслер) - для поиска главными героями пути друг к другу, их трудно созревающей любви.
Раджами у Петра Таренкова - значительный, властный характер, твердо верящий в могущество своих чар. Александр Трофимов в этой роли более нервен, его угнетают и претензии Паркера ("Вы приехали в Париж без разрешения английской короны!"), и собственная тайная сила. Обе Одетты, Светлана Лугова и Карина Чепурнова, обладают хорошими голосами и женственным шармом.
В любовном поединке побеждают оба. Она кается в своем розыгрыше, он осознает, что любовь не завоевывают магнетическими чарами.
"Кощунственный" гибрид оперетты и мюзикла, надо признать, состоялся. Пройдет время, кто-то сделает еще как-нибудь и скажет: можно и так. Можно. И только оригинал на все времена останется уникальным.