ПО ХУДШИМ ГОЛЛИВУДСКИМ ОБРАЗЦАМ
"Понравился или нет?" - обычно спрашивают рядовые зрители друг друга после просмотра нового кинофильма. Именно таким критерием оценки руководствовались и в оргкомитете Всероссийского фестиваля "Виват кино России!", который в предпраздничные дни проходил в Петербурге.<br>
Что именно понравилось - режиссура, операторская работа, мастерство актеров, сценарий, тема, - не выяснялось. А зачем? Продюсеры и режиссеры и сами выводы сделают. Кажется, никто из организаторов и не преследовал цели разбудить мыслительные процессы при выставлении зрительской оценки, вызвать на дискуссию, узнать, а чем собственно зацепила картина. Да и обещанные творческие встречи со зрителями творческими встречами можно назвать весьма условно: они сводились к трехминутным выступлениям режиссера-постановщика перед сеансом, иногда так же коротко выступал кто-то из актеров, причем не обязательно из занятых в картине, - кто "подвернулся под руку".
Может, так и надо, может, так во всем мире и принято? Нет, есть и другие, положительные примеры. В частности, недавний фестиваль "Сталкер" построен был совсем по-другому. Там очков не выставляли, но обсуждения, порой очень горячие, после просмотров проходили, и режиссерам, сценаристам была интересна зрительская реакция и оценка. Или фестиваль немецкого кино, зрителям которого также предоставлялось поле для дискуссий.
Видимо, поднятые в рамках фестиваля "Виват кино России!" вопросы круглого стола на тему "Смена поколений в кинематографе: взаимопонимание и отторжение" так и останутся без ответа. Потому что говорить о взаимоотношениях в кино молодых и мэтров без учета зрительских приоритетов бессмысленно.
И все же... Сценарист Аркадий Инин эмоционально заметил, что пора, наверное, его, как профессора ВГИКа, увольнять: сценарии, которые он отправляет в корзину, оказываются востребованными ново-
испеченными студиями, и к тому же снятое по ним кино идет на ура. Так, например, случилось с картиной "Питер FM": небывалый успех у молодежи и кассовый сбор неплохой, а сценарий... Сценарий фильма "Остров", по мнению Инина, тоже был очень слаб, "ходулен", и только благодаря режиссеру, актерам, оператору удалось превратить его в шедевр.
На вопрос кинокритика Ирины Павловой: "Так что же надо зрителю?" - на круглом столе постарался ответить зритель... Эльдар Рязанов. Мэтр российской режиссуры признал, что хоть сам он и привык к кино "чистому, ясному и доброму", но не может не согласиться с тем, что нужно сегодня и такое кино, как "Изображая жертву" талантливого Кирилла Серебренникова. Кино не для удовольствия, а для врачевания язв общества. Правда, дважды Эльдар Александрович такой фильм смотреть бы не стал. Но в основном сегодня не язвы вскрывает кино, сожалел Рязанов, а гонит чернуху, списанную с худших голливудских образцов.
Известный режиссер и актер Всеволод Шиловский уверен, что молодые не виноваты в том, что делают такое убогое кино: им не преподали основ советской киношколы, они не знают блестящих примеров прежних лет. На круглом столе прозвучали слова о том, что сегодня молодые сценаристы проповедуют: мол, не надо ничего читать, все надо начинать с чистого листа. Вот и получается, что молодые режиссеры, "не зная реальной жизни, живут мнимыми фантомами".
Начинающий сценарист студент ВГИКа Вячеслав Ворохов постарался заверить старших коллег в том, что молодые умеют писать талантливо и глубоко, но продюсеры покупают не те сценарии.
Круглый стол прошел как междусобойчик участников и гостей фестиваля - поговорили, посотрясали воздух и разошлись. Зрителей к обсуждению не привлекали. А зачем?
Завлечь зрителей в кинотеатры на фестивальные просмотры было нетрудно - все было бесплатно. И ничего удивительного нет в том, что кинотеатры посещали в основном люди среднего и пожилого возраста. Ни о какой смене поколений речь и не могла идти.