"ЛЕНФИЛЬМ" ХРАНИТ ПАМЯТЬ О ЛУЧШЕМ КАФЕШАНТАНЕ

В колыбели российского кинематографа Чайковский и Блок были зрителями<br>

Свой нынешний адрес - Каменноостровский, 10, - "Ленфильм" обрел в конце 1924 года. До того на протяжении нескольких десятилетий этот уголок на улице Красных Зорь, как в ту пору именовался Каменноостровский проспект, был одним из любимых мест отдыха, где устраивались такие зрелища, которые удивили бы самых искушенных людей XXI века... Увеселительный сад Петербургскому купцу Георгию Александрову повезло с матерью. Матрена Антоновна Александрова владела домами 10-16 по нынешнему Каменноостровскому проспекту. Сын, обладавший предпринимательской жилкой, решил сделать недвижимость как можно более прибыльной. На сравнительно небольшом участке земли разместились Петербургский центральный рынок (сейчас в его здании находится ленфильмовский павильон № 5), трактир, парикмахерская, торговля светильниками. Но самым популярным местом у петербуржцев стал увеселительный сад "Аквариум". Во второй половине XIX века подобные заведения в Европе вошли в моду. Георгий Александров, в 80-е годы XIX века бывший одним из владельцев сада "Аркадия", неподалеку от зоосада решил соорудить большой аквариум с бассейном для водных растений. Публике Александров намеревался показывать за плату различных морских и пресноводных рыб. Но развитие "Аквариума" пошло в другом направлении. Торжественное открытие нового места отдыха с садом и рестораном состоялось 31 мая 1886 года. Уже с самых первых дней на деревянной эстраде играл оркестр под управлением Рейнгольда Энгеля, два раза в неделю выступал хор Архангельского. 4 июля 1886 года петербургская газета "Свет" писала: "Новое увеселительное заведение "Аквариум" начинает входить в моду и собирать довольно многочисленную публику". Нет, рыбкам здесь тоже было место! Но привлекала народ становившаяся все более разнообразной концертная программа - очень скоро "Аквариум" стал площадкой для выступления зарубежных гастролеров. А неистощимая фантазия Георгия Александровича позволила устраивать в саду такие зрелища, которые пришлись бы по вкусу даже самым искушенным нашим современникам. Запускались аэростаты, устраивались красочные фейерверки и выступления эквилибристов на проволоке. Зимой сад тоже не пустовал - в 1988 году здесь открылся "Ледяной дом", по сути, ставший копией Ледяного дома, который по указу императрицы Анны Иоанновны выстроили в 1740 году на Неве для свадьбы шута Голицына. А зимой 1990 года публика испытала настоящий шок, когда в "Аквариуме" появилась ледяная Эйфелева башня высотой в 35,5 метра, освещенная многочисленными фонарями и эдиссоновскими лампочками. Наверх вели две лестницы, и за рубль можно было подняться на самую высокую площадку ледяной башни и окинуть взором окрестности. От рассвета до заката Сад обзаводился все новыми концертно-увеселительными площадками. В 1891 году был открыт "Каменный", а семь лет спустя "Железный театр", построенные по проекту архитектора Малова. "Он вмещает 700 зрителей, имеет в первом ярусе 10 лож и в бельэтаже 27 лож, - писала по случаю открытия "Железного театра" газета "Петербургский листок". - Пол театра сделан из противопожарной массы - магнолита. Все помещение освещается бесчисленным количеством электрических лампочек. Вся постройка "Железного театра" продолжалась шесть недель и обошлась господину Александрову более 50 тысяч рублей". В "Каменном театре" гастролировали Ермолова и Шаляпин, слушал сюиту из балета "Щелкунчик" его автор Петр Ильич Чайковский. Несколько лет спустя, в 1907 году, журнал "Обозрение театров" писал: "Аквариум" - самый европейский из всех российских кафешантанов. Программа заграничных садов здесь выдержана до мелочей. Есть даже совсем голые женщины, вымазанные под скульптуру: мрамор, гипс или бронзу". В том же году здесь проходили "Осенняя выставка красавиц", по сути, ставшая одним из первых в России конкурсов красоты, и трехдневный чемпионат по женской борьбе. Судя по отзывам в прессе, последнее мероприятие пришлось по вкусу далеко не всем. "Борчихи тренированы очень скверно... Получается в высшей степени некрасивая возня двух растрепанных существ женского пола, напоминающих ведьм из "Макбета", - писал один фельетонист. В 1912 году, уже после смерти Георгия Александрова, "Аквариум", который отошел сыновьям и вдове купца, привлек к себе внимание еще одной сенсационной новинкой. Зимний театр был перестроен под первый в России искусственный каток. Неизвестно, скользил ли по его льду Александр Блок, но в своих письмах той поры он упоминал "Аквариум", где любил бывать. В годы Первой мировой помещения "Аквариума" на некоторое время отдаются владельцами под лазарет. В годы революции жизнь здесь замирает. Короткая вспышка перед окончательным запустением произошла в годы НЭПа - сюда даже вернулись владельцы братья Александровы, а ротонда перед входом вновь запестрела афишами. Но уже в 1923 году "Аквариум" окончательно уступил место под будущую кинофабрику "Совкино", как в те годы именовался "Ленфильм"... Колыбель кинематографа Это место на Каменноостровском можно без ложной скромности назвать колыбелью российского кинематографа. Именно здесь состоялся первый в России киносеанс. Афиша, возвещавшая об открытии 4 мая 1896 года очередного летнего сезона в "Аквариуме", повествовала: "Французская опера, оперетки под дирекцией Рауля Гюнсбурга. Знаменитая Мили Мейер! В первый раз с участием всей труппы "Альфред-паша в Париже", опера в 3 действиях, сочинение Роже". И сбоку мелкими буквами: "Первый раз в России. Живая фотография. Синематограф Люмьер. Последние чудеса науки". - Гюнзбург в свое время был импресарио у Шаляпина, - рассказывает наш "экскурсовод" по истории "Ленфильма" киновед Александр Поздняков. - Сравнительно недавно из библиотеки Монте-Карло мне прислали его мемуары "100 лет воспоминаний... или около того". Надо сказать, Гюнзбург любил присочинить, но первый в России кинопоказ - его заслуга... Наверное, короткометражки братьев Люмьер вызвали у публики такое же потрясение, которое мастерски передала в своем фильме "Человек с бульвара Каппуцинов" режиссер Алла Сурикова. "Зрелище это вызвало большую сенсацию, и аплодисментам не было конца", - писала на следующий день газета "Сын Отечества". Гюнзбург потирал руки - петербургская публика готова была каждый день щедро платить, лишь бы снова увидеть "живую фотографию". Ровно 100 лет спустя в "Ленфильме" отмечали вековую годовщину первого киносеанса. Было решено до мельчайших деталей восстановить атмосферу того знакового дня. - Но я никак не мог найти ту самую оперетту "Альфред-паша в Париже", которую давали перед самым первым в России кинопоказом, - вспоминает Александр Николаевич. - В музыкальном отделе Публичной библиотеки передо мной только руками развели: "Нет у нас такой оперетты. Даже никогда о ней не слышали". Спрашиваю: "А какие произведения Виктора Роже есть?" Мне приносят оперетту "Жозефина, проданная своими сестрами". Открываю и вижу - главный герой Альфред-паша! То есть в "Аквариуме" ее показали под другим названием. Вскоре я принес ксерокопию клавира Станиславу Горковенко. Вечером 6 мая 1996 года в бывшем театре "Аквариум", где расположился 4-й павильон "Ленфильма", было так же, как и век назад, многолюдно. Очаровательные этуали канканировали на сцене под бравурную музыку Роже. Станислав Горковенко, дирижировавший в этот вечер оркестром, сделал аранжировку второго акта оперетты "Жозефина, проданная своими сестрами". Наконец, музыка смолкла и перед публикой появился Рауль Гинзбург, а в миру всеми любимый Игорь Дмитриев. Торжественная речь о чуде синематографа - и старейший "ленфильмовец" Леонид Ривман, который показывал кино самим Кирову и Ворошилову, начал крутить ручку кинопроектора. Как зачарованная, смотрела на прибытие поезда звезда французского кино Софи Марсо - в те дни она снималась в Петербурге в роли Анны Карениной. Сейчас об "Аквариуме" напоминает не только название ресторана, расположенного в здании, примыкающем к "Ленфильму" и построенном в 30-е годы XX века. Сохранившиеся фрагменты причудливой лепнины на потолке в 4-м павильоне, старые полы, покоящиеся под несколькими слоями досок, дореволюционные лестничные перила, столовая посуда с эмблемой "Аквариума", хранящаяся в кабинете директора киностудии... Нет уже "Железного театра", деревянной эстрады, полуротонды, но осталось главное - особый магический дух кино.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.