"РАЗРЕШИТЕ ОБРАТИТЬСЯ, ТОВАРИЩ ПОП!"
Настоятель единственного в самом космическом городе России храма уверен, что Божие благословение при запуске ракет необходимо<br>
Иерей Артемий Эмке - личность в городе Мирный известная. Настоятель единственного на весь город храма, построенного несколько лет назад при самом активном участии военнослужащих космодрома Плесецк, не только сделал церковь центром духовной жизни. В канун Великого поста он учредил первый лыжный забег, который наверняка станет в городе традиционным, и при этом сам принял в нем участие, личным примером показывая прихожанам, что телесную леность нужно преодолевать. Поскольку Мирный неразрывно связан с
1-м Государственным испытательным космодромом Плесецк, запуски космических аппаратов для отца Артемия давно уже не диковинка - настоятеля храма даже приглашают освятить ракету перед запуском.
- До назначения настоятелем я в Мирном не бывал никогда, знал о нем очень мало, хотя родился и жил все время в Архангельске, - говорит отец Артемий. - Год служил священником в кафедральном соборе Архангельска, а когда в Мирном освободилось место настоятеля, владыка Тихон (епископ Архангельский и Холмогорский. - Прим. авт.) счел, что я потяну этот достаточно ответственный приход. В рамках нашей епархии он считается относительно сложным: город молодой, люди в большинстве своем высокообразованные. Соответственно, к ним должен быть особый подход. Священнику нужно также найти контакт и с военными властями, и с местной администрацией. И как я убедился за пять лет службы в Мирном, это довольно непросто...
Галопом по космодрому
Раз в полгода отец Артемий с помощниками отправляется в длительную поездку на космодром, который уже знает как свои пять пальцев. За неделю успевает объехать многочисленные военные части, совершить в каждой литургию, провести обряд крещения и исповедать военных, желающих покаяться в грехах.
- После такой поездки чувствуешь огромную усталость, -признается отец Артемий. - Каждый день собрать-разобрать иконостас, купель залить водой, как минимум с сотней человек пообщаться. Колоссальная нагрузка на голос, мозг, психику. Поэтому приходится привлекать священников даже из других епархий. В идеале-то к каждой части нужно прикрепить священника...
Пока мы беседуем с отцом Артемием, в небольшой и очень уютный храм постоянно заходят прихожане. Никакого столпотворения - чинно поставили свечку, помолились у образов, попросили благословения у настоятеля и, осенив себя крестным знамением, вышли. Другое дело - в праздники, когда храм заполняется прихожанами до отказа и многие верующие вынуждены слушать литургию стоя на улице. Учитывая, что у храма нет никакой звукоусилительной аппаратуры - о ней отцу Артемию пока приходится только мечтать, - после каждой праздничной службы священнослужители теряют голос. О большом вместительном каменном храме настоятель даже не заикается - тут хотя бы воскресную школу построить. Но что уж точно не помешало бы "самому космическому храму России", так это церковь-вагон. У некоторых епархий подобные "храмы на колесах" есть.
- Это было бы очень уместно на космодроме, чтобы мы не в фойе армейского клуба литургию проводили, где в другое время солдаты курят и рассказывают непотребные анекдоты. А так бы привезли такой вагон-храм в часть, остались на день-два. Солдатики бы приходили туда и молились... А в фойе клуба не каждый прочувствует особую атмосферу - для этого надо большое усилие над собой сделать. Но пока приходится пользоваться тем, что есть...
Многие солдаты-срочники только здесь, на космодроме, решают принять православную веру. А те, кто был крещен еще в детстве, лишь после знакомства с отцом Артемием впервые исповедуются.
- В обычных условиях, когда человек первый раз приходит на исповедь, я говорю с ним не менее получаса. А во время наших поездок по военным частям такой возможности нет - приходится ограничиваться максимум 10 минутами, потому что в коридоре стоят еще с полсотни мальчишек, которые хотят с тобой пообщаться. И в эти сжатые отрезочки времени многие ребята очень искренне раскрываются. Вот это очень ценно. Чаще всего начинают каяться в том, что они матерятся, курят, что вели себя неуважительно по отношению к родителям. Вот в грехах по отношению к мамам они больше всего начинают раскаиваться. Когда, призвавшись в армию, ребята лишаются материнской заботы, маму начинают очень ценить. Ну и, конечно, блуд - этот смертный грех, который отлучает человека от Бога. Это сплошь и рядом. Потому-то мы и стараемся доказать молодому человеку, что до брака нельзя жить этой жизнью, это не по-христиански. Но объяснить это современной молодежи очень сложно. И если в городе собрать такое количество молодых ребят нереально, чтобы поговорить с ними об этих вещах, то в армии такая возможность есть. Уникальная возможность, которую нельзя терять.
Молитесь за друзей
Обо всех актуальных для Российской армии проблемах настоятель знает из первых уст - иногда на исповеди некоторые срочники просят совета, как урезонить хама-старослужащего. Та же дедовщина, по мнению отца Артемия, сошла бы на нет, если бы призывники ощущали себя братьями по вере. Именно в отсутствии единения видит настоятель неспособность молодых призывников-славян противостоять кучке ребят с Кавказа, которые, как это иногда случается, могут держать в подчинении и страхе добрую сотню сослуживцев.
- Если та самая горстка наглецов почувствует, что те, кому они пытаются навязать свои правила, объединены по вере, они будут вести себя совершенно по-другому, - рассказывает батюшка. - Мы постоянно ребятам говорим: "Собирайтесь вместе на молитву, и тогда вы ощутите силу, которую дает духовное единство. Вы ее обретете, если научитесь прощать друг друга, терпеть обиды, которые неизбежны в межличностных отношениях, если будете молиться друг за друга".
А вот с некоторыми скептично настроенными офицерами отцу Артемию приходится гораздо дольше находить общий язык:
- Когда мы разговариваем со срочниками, многие офицеры гнушаются сидеть вместе с ними. Ну, если только следить за дисциплиной. Кастовость в военных частях очень чувствуется. А нужны более человечные отношения, ну, как между отцом и детьми. Ведь офицер и должен быть во время службы отцом молодому солдату. Но это произойдет опять же тогда, когда они осознают себя братьями по вере. И когда они стоят на литургии пред Богом, все различия между ними стираются. Ведь в церкви никто не смотрит, сколько у тебя звезд на погонах. А так бывает очень смешно видеть молодого парнишку, уже запрограммированного на армейские уставные отношения, который, подходя ко мне, говорит: "Разрешите обратиться, товарищ поп!" Или исповедуется, покается в своих грехах, а потом выпалит: "Разрешите идти!"
"Иду к тем, кто зовет, по велению души"
За пять лет служения настоятелем храма Святого Архангела Михаила отец Артемий побывал уже на шести космических запусках. Но полеты к звездам и космические дали не манили его даже в ту пору, когда каждый мальчишка мечтал стать космонавтом.
- Приглашают ли на освящение ракеты? Лишь один раз. Но пригласили меня не военные, а верующий инженер-конструктор, создавший один из блоков. Ему было важно, чтобы пришел священник, вместе с ним помолился накануне такого ответственного мероприятия. Когда по велению души меня зовут, я всегда принимаю приглашение с радостью. А когда это для людей лишь формальность... Плохо, если освящение воспринимается как одно из мероприятий в ряду. Слышал, на один из коммерческих запусков приглашали какого-то шамана, который читал заговоры, священника... В общем, всем богам по сапогам - главное, чтобы ракета улетела. Если к освящению будут относиться как к некоему суеверному магическому акту, ничего хорошего в этом не будет. Традиции освящения ракет перед каждым запуском на нашем космодроме пока нет, а вот на Байконуре, как я слышал, это происходит уже давно. Нужна ли нам такая традиция? Да. Но до осознания необходимости надо дойти руководителям запусков. Они должны верить, что Божие благословение необходимо.