ТОЛЕРАНТНОСТЬ НАЧИНАЕТСЯ С КУЛЬТУРЫ

В Петербурге стартовал I Международный фестиваль "Балканское театральное пространство"<br>

Валентина Матвиенко выразила надежду, что "это неординарное событие подарит петербуржцам уникальную возможность познакомиться с яркими самобытными спектаклями, открыть для себя неповторимый театральный мир Балкан". "Май в Петербурге - начало удивительной поры белых ночей, - говорится в обращении губернатора. - Уверена, что сочетание утонченной строгости нашего города и солнечного балканского темперамента позволит и актерам, и зрителям фестиваля стать участниками незабываемого театрального зрелища". Приветствие также прислал руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии России Михаил Швыдкой, без поддержки которого - в первую очередь финансовой - проведение фестиваля едва ли было бы возможным, притом что содействие оказывали министерства культуры России, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Словении, Хорватии, Черногории - всех стран-участниц. - Для балканских театров важно, чтобы Россия вновь познакомилась с нами, - сказал известный болгарский режиссер Александр Морфов. - И уж совсем будет здорово, если мы хоть чем-то сможем удивить петербургского зрителя. Александр Морфов вспомнил, как в первый раз "вживую" увидел английский театр: - Я сразу понял, что мне оттуда надо украсть. То есть взять как принцип. И если мы сможем дать российским режиссерам возможность украсть что-то у нас, будет просто замечательно. Нашему зрителю "российское творчество" болгарского режиссера хорошо известно. Уже два года он - главный приглашенный режиссер в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской, а в общей сложности в этом театре ставит десять лет. Его спектакли удостоены престижных наград: "Буря" - "Золотой маски", "Дон Жуан" - "Золотого Софита", "Затмение" - премий "Чайка", "Хрустальная Турандот", той же "Золотой маски". Морфов - главный режиссер Болгарского национального театра имени Ивана Вазова в Софии, он также работает во Франции, Швеции, Македонии. На фестивале будет показан спектакль Александра Морфова, поставленный им в Болгарском национальном театре по повести Ивана Вазова "Изгнанники", рассказывающей о судьбе болгарских эмигрантов в Румынии. - Мой спектакль о том, как понимать свободу, как отличить ее от шовинизма, национализма, - объясняет режиссер. - Наша миссия бесконечно важна, - считает генеральный директор Театра-фестиваля "Балтийский дом", руководитель фестиваля "Балканское театральное пространство Сергей Шуб. - Мы должны человечество снова и снова учить любви. И мне думается, что фестиваль будет небольшим, но заметным камнем в стене, которая отделяет безумие от рассудка, от понимания и желания жить в мире, в благости и в добре. Генеральный консул Болгарии в Петербурге Цветан Ночев считает, что "важно, чтобы стирались хотя бы театральные границы". Не случайно открылся фестиваль концертом уникального ансамбля "Балканские ветры" - в его состав входят представители практически всех Балканских стран. "Это больше чем музыка, это души семи народов, которые соединили свои голоса в один", - говорят об ансамбле. - В нашем городе в общей сложности около 30 театральных фестивалей, но мы приветствуем каждый новый, - признается начальник отдела искусств комитета по культуре правительства Петербурга Наталья Пахомова. - Мы много говорим о толерантности, а взаимоуважение начинается с понимания культуры. Прямая речь Виктор Новиков, художественный руководитель Театра им. В.Ф. Комиссаржевской, арт-директор фестиваля "Балканское театральное пространство": - Идея фестиваля появилась давно. Вначале мы вместе с бывшим министром культуры Македонии создали компанию НЕТА - Новая европейская театральная акция, которая, по нашей задумке, должна была объединить театры бывшей Югославии с привлечением театров Болгарии и Румынии. Был разработан устав этой международной организации, в планы которой входило проведение под знаком НЕТА международных фестивалей. Захотелось как-то их объединить, потому что у всех театров Балканских стран есть ностальгическое желание каким-то образом участвовать в общем театральном процессе. Ансамбль "Балканские ветры" - яркое доказательство тому, что объединившимся в один ансамбль музыкантам почти всех стран Балканского региона не мешают никакие политические ветры. Мне думается, театр выше политики. Тогда же стало понятно, что на Балканах есть огромное количество режиссеров, актеров, даже театров, которых в России не знают. И то, что в Петербурге собралась вся театральная элита Балкан, мне кажется, очень важно и очень полезно и для искусства, и для взаимопроникновения культур. На Балканах российский театр знают. Подтверждение тому - полные залы прошлогоднего турне Комиссаржевки, во время которого мы, правда, показали спектакли одного только Александра Морфова. Но и московские театры на Балканах принимают не хуже. Будь финансовые возможности, думаю, та же Болгария устроила бы фестиваль российских театров. Притом что, повторюсь, русский театр на Балканах знают лучше, чем мы - балканский. Будем надеяться, что после фестиваля "Балканское театральное пространство" знания уравняются.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.