ТЫ ПОЧТО, БОЯРИН, ПО МОБИЛЬНИКУ ЗВОНИШЬ?
Семнадцатый по счету Международный фестиваль оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс" ("Сыктывкарская весна") стал самым необычным за всю его историю. Он сочетал в себе классику, модерн и рок-музыку. Одну из русских опер поставил швейцарский режиссер.<br>
Кроме того, как призналась корреспонденту "НВ" художественный руководитель фестиваля народная артистка России Ия Бобракова, впервые на "Сыктывкарскую весну" приехали целые театральные коллективы. Московская "Корона русского балета" показала рок-балет Алексея Рыбникова "Юнона" и "Авось" в хореографии руководителя театра Анатолия Емельянова (он же исполнил главную партию графа Резанова). Публика воспринимала балетную версию известной рок-оперы с восторгом, однако специалисты отнеслись к ней с известной долей скепсиса. Председатель Союза композиторов Республики Коми (РК) Михаил Герцман оценил спектакль словами Пушкина: "Родила царица в ночь не то сына, не то дочь". По мнению композитора, это и не опера, и не балет, а танец, не более чем слабая иллюстрация к музыке Рыбникова.
А вот премьера на сыктывкарской сцене оперы Римского-Корсакова "Царская невеста" в постановке швейцарского режиссера Андрея Критенко вызвала шок как у меломанов, так и у неискушенных зрителей. Бояре вместо привычных камзолов были одеты в черные плащи и джинсы, герои оперы переговаривались по мобильным телефонам, курили, пили водку и чистили картошку. Вместо декораций на заднике - голубое небо, которое время от времени становилось экраном. В этот момент действие прекращалось, и зрителям показывали кадры из фильма "Иван Грозный" Эйзенштейна. В прошлом году сыктывкарская труппа показала этот спектакль в нескольких городах Швейцарии, и привычная к новаторству западная публика приняла его благосклонно. Премьера на родине вызвала горячие споры, но зал по окончанию представления аплодировал стоя.
Самыми крупными событиями фестиваля стали премьера модерн-балета на музыку Моцарта, Россини и Мендельсона "Бесплодные усилия любви" по одноименной комедии Шекспира в постановке латвийского хореографа Индра Рейнхольда и показ солистами Санкт-Петербургского центра современного искусства лирической трагедии Доницетти "Анна Болейн". Итальянская опера звучала на языке оригинала, а за дирижерским пультом стоял гость из Италии Фабио Мастранжело. Это второе исполнение в России малоизвестной оперы Доницетти.