"Я В ДЕТСТВЕ БОЯЛСЯ ЛОШАДЕЙ"
Известный во всем мире "летающий всадник" Лоренцо не использует уздечек и хлыстов, но показывает чудеса дрессировки<br>
"О Лоренцо можно говорить много или не говорить ничего. В своем деле он маг и волшебник. Каждый, кто видел его номер, предлагает ему тотчас выгодную работу, но он остается во Франции", - так отзывается о Лоренцо постановщик конных выступлений, мировой авторитет в этой области Стефан Ролан.
Весьма лестно отзывается о французе и главный российский знаток лошадей - Александр Невзоров. В правоте этих характеристик могли убедиться и петербуржцы, пришедшие на шоу Лоренцо, состоявшемся в СКК в рамках Всероссийских конных игр. То, что делает 29-летний француз, в мире никто повторить не может.
- Я вырос на ферме. У нас в семье всегда были лошади, - рассказывает "НВ" "летающий всадник", - но до шести лет я их очень боялся. Но потом страх внезапно пропал. Думаю, что в этом заслуга моего первого коня по кличке Ниаск. Неизвестно, как бы сложилась моя жизнь, если бы не он. Эта лошадь умела быть очень милой и доброй, благодаря Ниаску я стал доверять лошадям, что очень важно в моей работе.
- В Петербурге на вашем выступлении были аншлаги. Вас это не удивило?
- Если честно, я был поражен. Я часто выступаю в Европе, и нигде меня не принимали, как здесь. В Петербурге я действительно себя почувствовал настоящей звездой.
- Это правда, что вы не только не бьете лошадей, но даже никогда не кричите?
- Лошади - моя жизнь, мой путь. Нужно учитывать, что лошадь никогда не забывает ни добро, ни зло, она все-все запоминает. Я работаю со "свободной" лошадью - без упряжи, и, если она будет нервничать и злиться, за ней всегда будет последнее слово. Она может сделать со мной все что угодно, вести себя непредсказуемо - вот почему нельзя ей причинять зло. Нужно работать с ней так, чтобы она получала удовольствие от тренировок, чтобы мы хорошо друг друга понимали. Тут уже неважно, сколько на это взаимопонимание времени потребуется, главное - быть очень терпеливым. Только так можно достичь результата.
- Почему мы выступаете только с белыми лошадьми?
- У меня на родине - в районе Камарг - все лошади белые. Сначала я выступал с камаргскими лошадьми. Но потом стал покупать португальских. Они наиболее удобны для шоу: не большие, но в тоже время и не маленькие и очень понятливые.
- Вы пользовались чьими-то методиками тренировки лошадей?
- Нет, но я часто наблюдал за цирковыми дрессировщиками. А еще у меня появилась лошадь Самурай, которая меня сразу понимала идеально. Она выполняла все мои задания! И тогда я подумал: "Раз эта лошадь делает, значит, и остальные смогут".
- Почему вы не выбрали конный спорт, как ваш брат?
- На моей родине лошадей не используют для соревнований, как-то нет такой традиции. Однако почти у каждого есть конюшни. Обычно лошадей разводят либо для удовольствия, либо для работы с быками - это одна из разновидностей корриды. И естественно, у нас очень много бывает лошадиных шоу. Когда я был ребенком, всегда с удовольствием смотрел их и восхищался людьми, которые в них работают. А вот мой брат выбрал верховую езду. В детстве мы ходили в одну спортивную школу, но меня больше прельщала не езда на лошади, а именно исполнение трюков. Уже тогда я мечтал о своем номере, искал новые идеи, начал работать со свободными лошадьми. Я не хотел никого копировать, мечтал стать непохожим на других. Естественно, когда я начинал, у меня было и седло, и поводья, но потом появилось желание работать с лошадью, используя как можно меньше вспомогательных средств. И в конце концов это у меня получилось.
- Травмы были?
- Было дело, раньше очень часто падал, теперь это происходит гораздо реже.
- Говорят, вы никогда не расстаетесь с лошадьми?
- В Камарге я построил деревянный домик, и прямо перед ним у меня расположена конюшня. Лошади всегда находятся у меня на виду.
- Лошади вам подсказывают идеи новых трюков?
- Иногда позволяю импровизировать во время шоу, потому что это тоже может быть частью спектакля. Но тут главное - палку не перегнуть. Вот на тренировках - пожалуйста, там я часто действую без заранее продуманного плана, просто иду за лошадью.
- Вас не просят научить трюкам или контакту с лошадью?
- У меня нет учеников, я всем отказываю. Я не берусь никого учить, потому что мне кажется, что я сам еще не много знаю, я еще до конца не осознал то, что делаю. Мне надо разобраться во многих вещах, прежде чем начать кого-то учить.
- У вас есть другие увлечения?
- Очень люблю ремесла, когда что-то можно делать руками. Например, ковать железо или строить дом. Когда работаешь руками, это отвлекает от повседневных занятий и можно сосредоточиться на своих мыслях. У меня есть своя ферма, на которой я с удовольствием работаю.