РОБИНЗОНЫ ВОЛОГОДСКОГО ЛЕСА

Несколько тысяч жителей рабочих поселков оказались отрезанными от Большой земли<br>

Лесные поселки Ида, Каменка, Истопный считаются самыми "не машинными" в Вологодской области. Народная мудрость, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, звучит для местных жителей чуть ли не издевательством. Дело в том, что до последнего времени в этих и в нескольких других лесных поселках, где в общей сложности проживают 3000 человек, практически не было автомобильных дорог. Никаких. Как не было здесь устойчивой телефонной связи и прочих радостей бытовой жизни. Вся связь с Большой землей - по Монзенской железнодорожной линии, по которой раз в сутки ходит, точнее, еле тащится ветхий поезд из трех вагонов. На этом составе еще недавно в поселки доставляли хлеб. На нем же, если, не дай бог, где-то что-то случится, к месту событий приезжал милицейский участковый. Как правило - лишь на третий-четвертый день после инцидента... От рекорда к упадку В свое время Монзенскую ветку хотели включить в Книгу рекордов Гиннесса - как самую длинную в мире ведомственную железнодорожную линию широкой колеи. Строить дорогу начали еще в предвоенные годы. По ней местный леспромхоз вывозил "стратегические" дрова, предназначавшиеся для отопления Москвы. Постепенно Монзенская линия стала быстро продвигаться на северо-восток, обзаводясь многочисленными ответвлениями (одно из них дошло даже до костромского Солигалича). В конце 80-х, к моменту наивысшего могущества Монзенского леспромхоза, длина дороги превысила 320 километров. И хотя пассажирское сообщение было организовано лишь до поселка Ида, линия считалась одной из важнейших транспортных артерий для трех районов Вологодской области. А потом все стало быстро разваливаться. Включая саму дорогу. Из-за убыточности и недостатка средств на реконструкцию железнодорожное полотно просело, мосты полуразрушились. Но закрыть Монзу, превратившуюся к тому времени не столько в производственную, сколько в социальную дорогу, власти так и не решились. И ввели лишь ограничение скорости до 10 километров в час на некоторых наиболее аварийных перегонах. При этом Монза была и остается заповедным краем старинной железнодорожной техники. К числу действующих здесь все еще относят ручные стрелки и семафоры 50-х годов и уже не рабочие, но все еще узнаваемые знаменитые пульмановские вагоны. А в депо поселка Вохтога - начальной точке Монзенской дороги - под бытовку переделан трофейный гитлеровский вагон времен Второй мировой войны, на котором много лет назад закрасили свастику. Но для самих жителей лесных поселков такое ретро - не в радость. Куда как больше они озабочены текущим положением. Корни их многочисленных проблем проистекают из прежней порочной практики освоения лесных богатств. Построенные 40, 50, а то и 60 лет тому назад, эти поселки в своей основной массе считались временными. Жилфонд в них представлен щитовыми и легкими разборными домами. Предполагалось, что по мере освоения близлежащих делянок дома будут разбираться и вместе с жителями переезжать на новое место. Но этого так и не произошло. А так как заготовленный лес сплавлялся по рекам или вывозился по ведомственным железным дорогам, автомобильные магистрали к поселкам не строились, социальная инфраструктура не развивалась. В результате тысячи людей все еще живут в безобразных условиях, подолгу оставаясь без электричества, связи и других бытовых удобств. Одним из самых проблемных считается поселок Ида, где проживают 700 человек. Износ жилья здесь превышает 75 процентов, из-за развалившихся лесозаготовительных участков люди маются без работы, большие проблемы существуют с дорогами, телефонной связью и водоснабжением. Хорошо, что в поселке оборудовали вертолетную площадку. Это дает хоть какую-то гарантию устойчивой связи с Большой землей и поможет в самых экстренных случаях вывозить в больницу тяжело больных людей. Аборигены леса К сожалению, объективные проблемы жителей Монзы дополняются еще и субъективными. В одном из лесных поселков Грязовецкого района несколько безответственных "аборигенов" собственноручно сняли провода с только что построенной линии ЛЭП, на долгое время оставив своих же односельчан без "лампочек Ильича". Во многих отдаленных поселениях процветают бытовое пьянство и хулиганство. Приезжающий раз в неделю на мотовозе участковый утихомирить дебоширов не в состоянии. Областные власти о проблемах Монзы, естественно, знали. Но реальные шаги для их разрешения стали предприниматься лишь четыре года назад, когда в бюджете Вологодчины начали появляться дополнительные доходы. Первоначально планировалось, что часть "монзенцев" удастся склонить к переезду в другие районы и разместить в пустующих деревнях. Но желающих переехать практически не оказалось. И не только из-за любви к родным монзенским пенатам. Многие жители лесных поселков давно отвыкли работать и поднимать сельское хозяйство в соседних районах категорически отказывались. Тем более что, формально являясь безработными, определенные доходы они имели всегда. Окрестности Иды и Истопного - рай для грибников и ягодников. И денег, полученных за собранную клюкву или бруснику (а с помощью варварских "комбайнов" собрать два ведра ягод можно здесь и за час) хватит не только на выпивку, но и на закуску. В общем, лихая "кавалерийская" попытка массового переселения провалилась, и тогда к решению монзенских проблем власти подошли уже более основательно. В поселки, на вертолетах и мотовозах, стали регулярно выезжать чиновники областного правительства, чтобы на месте разобраться со всеми хитросплетениями местных реалий. Как и предполагалось, все и всюду просили денег, причем суммарные запросы жителей лесных поселков были сопоставимы с двумя областными годовыми бюджетами! Но к тому времени уже была поставлена стратегическая задача, которую озвучил вологодский губернатор Вячеслав Позгалев: - Надо не только деньги на латание дыр выделять, но и создавать условия для возрождения производственной деятельности в лесных поселках. Тогда и на "социалку" отчисления появятся. Людей может прокормить только труд. В лесу работы достаточно. Нужно лишь ее организовать... Вот только сказать легко, а сделать - трудно. К тому же начавшиеся преобразования на Монзе пришлись на период очередного административного реформирования. Часть отдаленных лесных поселков из состава Грязовецкого района изъяли, передав Бабушкинскому и Тотемскому. А главы последних, естественно, таким проблемным "подаркам" были не сильно рады. В сетях узкоколеек Тем не менее, пусть медленно и со скрипом, жизнь на Монзе стала налаживаться. В Иде отремонтировали несколько жилых домов и восстановили ЛЭП. В Каменке построили новое здание школы и наконец-то подвели дорогу. Более того, на областном уровне принята программа модернизации всего Монзенского промышленного узла (кроме леспромхоза там находится и крупный деревообрабатывающий комбинат), что поможет частично воссоздать лесозаготовку в поселках. Всего за два последних года на улучшение жизни в отдаленных поселках власти потратили около 150 миллионов рублей. Деньги для Вологодской области немалые. К сожалению, средства пришлось распределять сразу на несколько объектов. Ведь кроме Монзы в Вологодской области существует еще почти два десятка ведомственных узкоколейных железных дорог. И живущие вдоль них люди также требуют к себе повышенного внимания. По каждому из поселков представителями областных и рай-онных властей составлен план мероприятий по выходу из сложной социально-экономической ситуации. Одновременно экспертам поручено рассмотреть целесообразность существования некоторых небольших поселений. Тратить десятки миллионов рублей, чтобы проложить к этим умирающим поселкам дорогу, дорого и неэффективно. Людей, скорее всего, придется переселять. Причем власти готовы помочь с переездом и выделить безвозмездные субсидии лесом, чтобы переселенцы могли обзавестись новым жильем. Постепенно будут вывозить из отдаленных лесных поселков и одиноких пенсионеров. Но каждого из них придется долго и, видимо, очень настойчиво уговаривать.... Не менее проблемной, чем Монза, считается Семигородненская линия. Износ щитовых домов в некоторых поселениях здесь уже оценивается в 100 процентов!
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.