ЛАРИСА ЛУЖИНА: "ПО НАТУРЕ Я ЛЕНИВА"
Народная артистка России не считает зазорным играть в антрепризе и сниматься в сериалах<br>
В конце 50-х она работала на кондитерской фабрике - делала зефир, потом дефилировала на подиуме Таллинского дома моделей, а уже в начале 60-х снялась в фильме "На семи ветрах" Станислава Ростоцкого. И в мгновение ока стала знаменитой. Ее вместе со съемочной группой отправили на кинофестиваль в Канны. Она была красива, обаятельна, с очаровательными ямочками на щеках, с какой-то своей неповторимой изюминкой: широкое лицо, широкая улыбка, широко распахнутые доверчивые глаза. Все тогда думали, что Владимир Высоцкий Марине Влади посвятил свою ироничную песенку "Она была в Париже...". Но это была именно она - Лариса Лужина. Сегодня народная артистка России этот эпизод своей жизни не опровергает.
- Лариса Анатольевна, каков повод вашего визита в Питер из Москвы?
- Есть и повод, и потребность. Все-таки это моя родина, и я здесь блокаду совсем малышкой пережила. А поводы разные находятся - то орден народный "Звезда созидания" мне вручают, то вот на кинофестиваль "Виват кино России!" зовут участвовать. Разве могу отказаться?
- По праву зовут - вас зрители любят, помнят, чтут.
- Да я об этом как-то и не задумывалась, насколько заметный след оставила в кинематографе. Работала, снималась в кино, не расталкивая никого локтями. Даже когда не поступила в Ленинградский театральный институт, не стала больше и пытаться, хотя еще со школьных времен мечтала об актерской профессии, занималась в драмкружке у Ивана Даниловича Россомахина, он был блестящий режиссер, работал в БДТ. В один драмкружок со мной ходили и будущие артисты Владимир Коренев, Игорь Ясулович, Виталий Коняев, мы уже играли на профессиональной сцене... Но мне на вступительных экзаменах сказали, что я не гожусь, я и смирилась - недостойна, значит. Я не боец. Вернулась в Таллин, к тетке, стала на фабрике работать, зефир делать - с тех пор, кстати, его не люблю. Но такая вот судьба, случайность, что все-таки заметили, пригласили в мастерскую Сергея Герасимова во ВГИК, судьба, что не потонула сначала в славе, а потом в без-вестности.
- А была безвестность?
- Как для многих актеров - в 90-е годы, конечно. В кино совершенно перестали приглашать. Невостребованность угнетала, я же привыкла постоянно быть в работе, в движении, и вдруг - телефон молчит, никуда не зовут, и так день за днем, месяц за месяцем. Отчаяние охватывало, жить не хотелось. Все-таки у меня за плечами больше 60 фильмов, были успех, признание. Выручала работа в Театре-студии киноактера: ездили с программами, народ нас принимал хорошо, действительно не забыли. Но потом и театр закрылся.
- И что дальше случилось?
- А вот что: я заняла денег - 500 долларов - и собрала свою антрепризу. Взяла для постановки пьесу Николая Коляды "Курица", пригласила актеров хороших. И почти десять лет спектакль пользовался большим успехом и в Москве, и в глубинке...
- А говорите - не боец!
- Ну, это я от безысходности. А вообще я ленивая. Только когда припрет, тогда собираю силы, волю и работаю до потери пульса.
- Считается, что антреприза не слишком уважаемая вещь, что это искусство - ну, так, не совсем настоящее.
- Не знаю. Это для кого как. Я везде отдаюсь по полной программе, наверное, просто не умею работать спустя рукава. Когда мы приезжаем в глубинку, как же можно сыграть для этих людей плохо?
- Для вас действительно до сих пор важно мнение зрителей, поклонников?
- А как вы думаете? Для чего же мы работаем? И для славы в том числе. Вот сегодня в питерском магазине девочки узнали, приятно было.
- Советская эпоха дала вам многое как актрисе. Вас, так же как и Татьяну Самойлову после фильма "Летят журавли" или Тамару Семину после "Воскресения", стали называть символом поколения - это после фильма Станислава Ростоцкого "На семи ветрах". Ощущали вы себя этим символом?
- Пожалуй, нет. Не считаю, что сделала вообще что-то выдающееся в этом фильме. Меня даже сначала Ростоцкий не очень-то увидел в этой роли - его Герасимов уговорил меня взять. Так получилось, что характер моей героини Светланы Ивашовой оказался созвучным многим, и ее полюбила вся страна.
- А вы полюбили?
- Да, это моя любимая роль и мой любимый фильм.
- В каком-то интервью вы рассказывали, что были застенчивой, очень скромной. И сейчас такая?
- Да, наверное, что-то осталось, не звездная я. А скромность, скажу я вам, здорово сегодня мешает. В киноискусство пришло не только талантливое поколение, но и расторопное, практичное. Они не стесняясь спрашивают у продюсера, сколько им заплатят за съемочный день...
- Но вот вы же играете в популярном телесериале "Любовь как любовь" с Сергеем Никоненко, вас очень полюбил зритель - можете уже и сами диктовать условия.
- Да не могу, просто принимаю условия, которые предлагают. И радуюсь тому, что есть эта работа и нас действительно зритель принимает как своих близких друзей. Нам пишут домохозяйки, что после очередной серии у них вера в жизнь появляется. И, мол, какая из нас получилась потрясающая семейная пара и теперь мы для них главные советчики - Таня и Платон Лобовы. Поначалу только 80 серий задумывалось, а теперь продюсеры решили дойти до 320 - у сериала высокий рейтинг. Живем в режиме on-line со всей страной. Сценарий последующей серии пишется за два дня до съемок - по американскому принципу.
- В жизни вы, наверное, породнились с героями сериала?
- Нет. Актеры вообще редко в жизни бывают дружны. У меня друзья совсем из других сфер: врачи, юристы, экономисты. А с актрисой Татьяной Конюховой я приятельствую, наверное, только потому, что мы в одном доме живем. Нет, я очень дружила с Кларой Лучко и Аллой Ларионовой, но их уже, к сожалению, нет на этом свете.
- Живете ли вы прошлым?
- Наверное, и прошлым тоже. То, что было значительного в моей жизни, я не хочу забывать.
- А гордитесь ли тем, что вам посвятил песню Владимир Высоцкий?
- Сначала я даже обижалась на него - ну, что я там какой-то легкомысленной и недалекой предстаю. Этакая порхающая девушка: "Она сегодня здесь, а завтра будет в Осло..." Да, это я ему рассказывала, как бывала на фестивалях в Каннах, в Осло, в Варшаве... Но с течением лет я поняла, что и в такой вот Володиной песне войти в историю - здорово. Высоцкий был личностью совершенно неординарной, обладал удивительным магнетизмом, каждая песня была как сюжет, этюд, картинка из жизни.
- Так не было у вас романа?
- Не было! Только дружеские, теплые отношения. Мы познакомились на съемках фильма "Вертикаль" Станислава Говорухина, это было в горах, все очень романтично. Володя пытался расположить меня к себе, но я тогда была влюблена совсем в другого человека.
- И не пожалели, что отвергли Высоцкого?
- Пожалуй, нет. Володя очень увлекался женщинами, влюблялся, страдал, эти встречи и расставания ему были очень нужны как творческой личности... Вряд ли наш роман, если бы он случился, закончился бы хорошо.
- То есть хотите сказать, что вы более спокойная натура?
- Я тоже не очень постоянна. У меня четыре мужа было, но я так и не нашла свою половину. А почему я меняла мужей? Потому, что я всегда влюблялась, но обманывать не в моих правилах. Я могла бы прожить с человеком всю жизнь, если бы это был мой человек.
- А есть надежда, что встретите свою половинку?
- Я уже не думаю об этом. Замуж могу хоть завтра. Но зачем? Я должна любить. Лучше одиночество с самой собой, чем одиночество вдвоем, как у Анны Ахматовой, - когда все это выливается в раздражение, в ненужность друг для друга. Сегодня, когда я прихожу домой, думаю, как хорошо, что нет никого рядом. У меня сейчас такая насыщенная жизнь: четыре антрепризы, сериал, снялась в "Марше Турецкого", есть еще одно предложение, концерты. И я чувствую полную свободу.
- Ощущение чуда в жизни есть?
- Даже не знаю, могу ли я еще чему-то удивляться? Но вот смотрю на тех же внуков, которые растут, - одному 4, другому 9. Для меня открытие, как они соображают в компьютерах и мобильниках. И меня учат: "Лар, Ларис, ну вот чего ты не понимаешь? Надо эту кнопку нажать". Раньше "Лужина" называли - так решил мой сын Пашка, не хотел во мне бабушку видеть.
- Лариса Анатольевна, чего вы еще не успели осуществить?
- Может быть, картины писать. Я ведь до театрального института в художественное училище в Таллине поступала, но провалилась. У меня были и навыки, и способности. В последнее время во сне приходит острое желание взять холст, мольберт, краски, кисти. Но наступает утро, и вот уже не находится времени ни для какой живописи. Но думаю, это уловка - время всегда найдется, если ты чего-то по-настоящему хочешь.
СПРАВКА "НВ"
Лариса Лужина начала свою кинокарьеру с главной роли - Любы - в киноповести "Человек не сдается". Известность пришла к ней после картин "На семи ветрах" и "Вертикаль". Лужина очаровала немецкого режиссера Иоахима Хюбнера, который снял ее в пятисерийном фильме "Доктор Шлютер", где актриса сыграла сразу две роли - дочери и матери. За эту роль получила национальную премию "Золотая ветвь телевидения ГДР". Снялась в кинокартинах "Главный свидетель", "Золото", "Гонщики", "Настенька", "Небо со мной". Сыграла мать Юрия Гагарина в фильме "Так начинается легенда". После 2000 года снялась в кинофильме "Тайны дворцовых переворотов", в сериалах "Нет спасения от любви", "Юнкера", "Охота на изюбря", "Любовь как любовь".