РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР СТАЛ РЕАЛЬНЕЕ
Петербург "поднял" промышленность и вступил в борьбу с уплотнительной застройкой и пробками<br>
На уходящей неделе главным ньюсмейкером Петербурга было городское правительство. Самую позитивную новость на его еженедельном заседании озвучил, пожалуй, глава городского комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Алексей Сергеев. Он порадовал общественность сообщением, что в первом квартале петербургская промышленность не просто выбралась из прошлогодней ямы, но и снова обогнала по темпам развития остальную Россию.
ПИТЕРСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ОБГОНЯЕТ РОССИЙСКУЮ
Объем отгрузки промышленной продукции вырос по сравнению с первым кварталом прошлого года на 25,3 процента (на 20 миллиардов рублей). Иными словами, наша ругаемая всеми, кому не лень, промышленность - якобы застойная, неконкурентоспособная, изношенная - за три месяца этого года дала востребованной, а значит, качественной продукции на 800 миллионов долларов больше, чем год назад. Где-нибудь в промышленном американском штате Пенсильвания такая прибавка обеспечила бы правящей партии автоматическую победу на очередных выборах. В Петербурге же, который уже вкусил нефтегазовых денег (получаемых от переехавших в северную столицу головных офисов федеральных компаний), эти цифры получили признание только в среде специалистов.
Разумеется, питерская промышленность по возрасту оборудования, степени автоматизации и прочим важным параметрам уступает американской (за исключением разве что пищевой промышленности города - она имеет вполне западный уровень). Но надежды вселяет еще один показатель первого квартала - объем инвестиций за первые два месяца 2007 года вырос на 44 процента. То есть деньги в модернизацию вкладываются.
Особо Алексей Сергеев похвалил концерн "Силовые машины" (ЛМЗ, "Электросилу" и завод турбинных лопаток). В прошлом году концерн его не радовал - он был одним из главных в городе отстающих. Но сейчас и с заказами от РАО "ЕЭС", и импортными все в порядке.
И еще один приятный момент: прирост выпуска продукции сопровождался пропорциональным приростом заработной платы на предприятиях - за год она поднялась с 11,2 тысячи рублей до 14,4 тысячи. Хроническая недоплата рабочим, в то время как директора покупали себе особняки за рубежом и открывали счета в лондонских банках, была (и отчасти остается) одной из причин слабости реального сектора - кто же будет вкалывать, как в Америке, за 300 долларов в месяц? Сейчас дефицит кадров, да и вообще новые веяния исправляют традиционный для нашей страны перекос.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко пожелала своему экономическому блоку, чтобы такие темпы сохранялись в течение всего года. Хотя глава города и сама понимает - удержать такие темпы проблематично.
Впрочем, нужно признать: в том, что реальный сектор так вдруг взбодрился, - заслуга всего руководства города. Приход в Питер большого числа иностранных производственников ("Элкотек", "Бош-Сименс", строящиеся автозаводы) заставил наших директоров задуматься над вопросом: хватит ли им места под солнцем, если они вместо того, чтобы бороться за заказы, за кадры, будут и дальше жаловаться на плохой деловой климат и отсутствие государственной поддержки.
Другим взбадривающим фактором стали пролоббированные городским руководством многомиллиардные заказы от Российских железных дорог.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ ПЕРЕСТАНУТ БЫТЬ ШОУ
Однако другие вопросы, которые рассмотрело правительство, были не столь приятными. Руководство города в очередной раз занялось темой уплотнительной застройки. В очередной - потому что обещания прекратить превращение города в коммунальную квартиру давались не раз. Но влиятельное строительное лобби успешно продавливает через правительство разрешения на застройку "окна в окна", на снос скверов и даже вырубку парковых зон. Есть и объективные причины уплотниловки: страшный дефицит участков, на которых имеются инженерные коммуникации (все такие пятна - в обжитых
районах), общий дефицит городской земли (а вопрос о долгосрочной аренде земель у Ленинградской области даже не рассматривался).
На заседании правительства Валентина Матвиенко дала понять, что в борьбе с этим живучим злом она рассчитывает как на свой административный ресурс, так и на помощь горожан. В частности, она подчеркнула важность такого этапа согласования разрешений на строительство, как общественные слушания. Если до этого заседания никто не нес персональной ответственности ни за организацию самих слушаний, ни за устраиваемые на них заранее срежессированные шоу, то сейчас эта ответственность возложена на рай-онные администрации.
Чисто техническое, казалось бы, решение поможет остановить строительную экспансию. Несмотря на распространенное в городе мнение, что общественные слушания - пустая формальность, на заседаниях правительства десятки заявок инвесторов-застройщиков отклоняют именно из-за аргументированных возражений местных жителей (в аппарате "строительного" вице-губернатора Александра Вахмистрова обижаются, что пресса об этих отказах ничего не пишет). Поэтому некоторые продвинутые компании нашли противоядие против общественного мнения: на общественных слушаниях специально приглашенные под видом местных жителей актеры или несут откровенную ахинею, что и попадает в итоговый протокол, или же, напротив, горячо все одобряют, перекрикивая реальных местных, - что также отражается в протоколе. Жаловаться на плохую организацию или фальсификацию слушаний горожанам было некуда - за их проведение отвечали сами строители. Теперь, по решению губернатора, ответственность ложится на районные администрации. И если они идут на сговор с застройщиком (точнее, у жителей появляются обоснованные подозрения на этот счет), держать ответ районные чиновники будут перед главой города.
В общем, губернатор не может и не в силах остановить всю уплотнительную застройку - в мегаполисе иной практически нет. Но жители города получили инструмент борьбы с явными злоупотреблениями, нужно лишь научиться аргументированно высказывать свои возражения против того или иного проекта.
МАШИНЫ - НА СТОЯНКИ, ЧИНОВНИКОВ - В МЕТРО
Третий из принципиальных вопросов заседания правительство так же был болезненным: транспортная ситуация в городе. В описании она не нуждается. И большинство специалистов (они выступали на недавно проводившемся "НВ" круглом столе) сходятся во мнении, что без мер административного регулирования доступа транспорта в центр города не обойтись. Иными словами, предлагается сделать платным въезд в центр и шире применять эвакуацию автомобилей, оставленных там, где они мешают движению. Некоторые горячие головы предлагали начать именно с платного въезда, однако губернатор поменяла очередность мер: сначала - организация перехватывающих парковок и только потом - ограничения.
Разговор о перехватывающих парковках - где их строить, во сколько они обойдутся, какова будет плата, должны ли они быть окупаемыми - вызвал наибольшее число комментариев в прессе. Ведь вопрос касается не только автомобилистов, к коим можно отнести две-три четверти жителей, но и тех, кто пользуется только общественным транспортом. Многие издания совершенно справедливо отметили, что эти вопросы еще слабо проработаны. Однако стоит отметить и другое: губернатор инициировала принятие не технических, а принципиальных решений по транспортной проблеме. Она однозначно решила, что парковки будут на всех основных магистралях (а где именно - пусть решают специалисты), решила также, что плата с автомобилистов будет условной, и в качестве компенсации тому, кто оставил свой автомобиль, будет выдаваться талон на бесплатной проезд общественным транспортом. Также она предостерегла коммерческие фирмы - чтобы не пытались под видом городских парковок или якобы для борьбы с незаконными стоянками устраивать на городских улицах собственные платные отстойники. Валентина Матвиенко заявила о том, что не будет стоянок на свободных, но значимых для города местах - это был ответ председателю комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максиму Соколову, который выступил со смелой инициативой сделать паркинг под Марсовым полем.
Но губернатор при этом не отказалась и от репрессивно-запретительных мер. Первая - шире станет применяться эвакуация транспорта. Вторая - раз в месяц все сотрудники Смольного должны будут добираться на работу и ездить по городу на общественном транспорте (для людей, привыкших к служебным автомобилям, это своего рода репрессия).
Петербуржцы, конечно, по-разному воспринимают решения своего правительства. Но нельзя не признать - оно действительно решает вопросы, а не только говорит о них.