ЭРМИТАЖ ПОЕДЕТ В ИТАЛИЮ
Подписание протоколов о создании научного и культурного центра "Эрмитаж-Италия" произошло 23 февраля в Петербурге и 14 марта в Бари в присутствии президента России Владимира Путина и премьер-министра Италии Романо Проди. Вчера новая программа была официально представлена в Петербурге. Сам директор Эрмитажа мечтательно называет новый научный центр, который откроется в октябре, "русской академией в Италии".<br>
- Сотрудники Эрмитажа будут приезжать в Феррару работать в сотрудничестве с западными коллегами, - пояснил корреспонденту "НВ" суть проекта Михаил Пиотровский. - У них там теперь есть где жить, есть библиотека, рядом располагается Феррарский университет, в получасе езды - Болонский. Они и итальянские ученые будут создавать каталоги итальянской коллекции Эрмитажа, что возможно сделать только в сотрудничестве между нашими странами. Там же эти каталоги будут и издавать. Финансирование на все это будет итальянское. Параллельно раз в полтора года там будут проводиться выставки. Сначала это будет исключительно сотрудничество Эрмитажа с Италией, потом в нем смогут участвовать и другие культурные учреждения России.
Директором нового научного и культурного центра с российской стороны была назначена Ирина Артемьева - старший научный сотрудник отдела истории западноевропейского искусства Эрмитажа. Кроме нее в Италию едут заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Сергей Андросов, профессор Московского государственного университета Виктор Головин и вице-директор мадридского музея Прадо Габриэле Финальди.
Местом размещения центра "Эрмитаж-Италия" станет замок Кастелло Эстенсе, расходы на его создание и работу - это порядка 400 тысяч евро в год без учета выставочной деятельности.
В честь подписания договора о создании российско-итальянского научно-культурного центра вчера в Главном штабе открылась выставка, которая рассказывает об истории создания и современной жизни римского собора Святого Петра. Называется она "Врата собора Святого Петра в Риме в ХХ веке и история храма в медалях из Ватикана". На ней представлено более 150 экспонатов, которые составляют две части выставки. Первая - медали и монеты - освещает каждый этап жизни собора, будь то начало строительства колоннады или избрание папы Иннокентия XI. Каждое событие отпечатывалось на металлических пластинах, которые хранятся в нумизматических собраниях Рима и библиотеке Ватикана.
Вторая часть экспозиции - это работы современных мастеров - Венанцо Крочетти, Джакомо Манцу и Лучано Мингуцци, которые создавали каждый свои врата для собора Святого Петра.
Именно эта выставка после завершения работы в России отправится в Италию и положит начало выставочной деятельности научно-культурного центра Эрмитажа в Ферраре.
Для Эрмитажа этот центр за пределами России далеко не первый. Большой успех имеют филиалы, открытые в Амстердаме, Лондоне и Лас-Вегасе, но они по большей части занимаются выставками. Сейчас же идет речь о полноценном научном учреждении. Кроме того, Эрмитаж ведет переговоры о создании научно-культурных центров в Вильнюсе, Португалии и Брюсселе.
Прямая Речь
Дарио ФРАНЧЕСКИНИ, депутат итальянского парламента:
- Инициатива Эрмитажа принести свои сокровища в дружественные страны - исключительно тонкий, умный и далекоидущий выбор. Мы все находимся в процессе глобализации, которая быстро меняет нашу жизнь. Часто в положительном плане: новые технологии и средства транспорта позволяют молодым людям сегодня делать то, что не могло наше поколение, - чувствовать себя гражданами мира, Европы. Но глобализация несет и множество рисков. В частности, это опасность того, что люди и страны могут испугаться перемен и закрыться в своей идентичности. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации, - это построить общее мироощущение. Большие музеи, такие как Эрмитаж, где встречается искусство разных стран, говорящее одно и то же на языке искусства, - лучшее, что позволяет сокращать расстояния и не бояться нового.