"ВАРВАРСКАЯ" ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Не первый раз за сезон Театр имени Ленсовета обращается к классике. На днях состоялась премьера спектакля Александра Нордштрема "Варвары" по одноименной пьесе Максима Горького.<br>
То, что Нордштрем - ученик самого Георгия Товстоногова, никак не сказалось на его творческой деятельности (вспомним хотя бы его "Фокусника из Люблина" в том же Театре имени Ленсовета). Поэтому надеяться оставалось (как всегда в последнее время) только на актеров, которых художник Ирина Долгова вынудила играть на наклоненном градусов на 40 в сторону зрительного зала сценическом планшете.
Вот по нему-то и семенит Павлин Головастиков (Александр Новиков) в дурацкой нахлобученной шляпе, вот чинно "проплыла" Богаевская (Галина Субботина), пронесся Матвей (Петр Квасов). Откуда-то из-под кулисы выполз клянчить деньги Дунькин муж, пьяница и оборванец, настолько органично (и вместе с тем с отстраненным юмором) сыгранный Олегом Леваковым, что от современных петербургских привокзальных бомжей его и не отличишь. Наконец, появились инженеры Егор Петрович Черкун и Сергей Николаевич Цыганов.
Черкун в исполнении Артура Вахи импозантен, как Адриано Челентано. Ходит с тросточкой и в канотье, в голосе - легкая хрипотца.
Цыганов - которая подряд крупная роль в послужном списке Владимира Матвеева, но впервые столь неожиданно сделанная. Его Сергей Николаевич напоминает Никиту Михалкова из "Жестокого романса". Обаятельный развратник, умный и циничный, сочетая несочетающиеся качества, Цыганов Матвеева одновременно и подстрекатель, и свидетель, и сочувствующий Черкуну. Вокруг него режиссер и выстраивает действие. По Горькому, жители этого уездного городка больше всего на свете боятся, что с появлением железной дороги, которую строят инженеры, их спокойствие будет нарушено. "Все испортят, - говорит Павлин, - нашествием чужих людей". Так в итоге и случается. Чужаки не только вырубят леса, они души покалечат.
Нордштрем же затевает игру про обаятельного мужчину в самом расцвете лет, запутавшегося в бабах, которые вешаются ему на шею.
В дуэте Черкун - Лидия Павловна (Анна Ковальчук) все предельно ясно: взаимная страсть. Надежда Федотова, исполнившая роль Анны Федоровны, жены Черкуна, играет замечательно, намного более многопланово. В ее героине уживаются любовь, смирение, страсть и даже благодарность. Недоумение вызывает героиня Ирины Савицковой. На протяжении всего спектакля актриса играет Надежду Монахову экзальтированной стервой, добивающей своего "никаковского" мужа (Евгений Филатов). Он ее раздражает, потому что неумен, некрасив и вообще совсем не такой, какими бывают мужчины из обожаемых ею любовных романов. Она кокетничает с каждым встречным-поперечным, со смехом рассказывает, как кого-то довела до самоубийства. Черкуна в прямом смысле слова домогается. И вдруг эта нимфоманка стреляется, да еще и со словами любви на устах.
Собравшимся вокруг ничего не остается, как изображать на лице глубокую скорбь и вхолостую повторять горьковские строчки: "Вы человека убили..."
По сути, режиссер ставит своих артистов под удар, обрекая их на отсутствие всяких причинно-следственных связей как внутри роли, так и в спектакле в целом. Не заложив фундамента, он попытался возвести дом, который, не выдержав нагрузки, сначала осел, а потом разлетелся вдребезги.