КТО АВТОМОБИЛИ ВЫПУСКАЕТ - ТОТ И КОМПОНЕНТЫ ЗАКАЗЫВАЕТ
Топ-менеджер "Тойоты" обнародовал философию фирмы<br>
Японцы в очередной раз потрясли россиян своей точностью. В минувший вторник руководитель представительства компании Toyota Motor Corporation в Петербурге Ичиро Чиба сообщил журналистам, что пуск первой очереди конвейера по производству автомобиля представительского класса Toyota Camry состоится, как и обещали японцы при закладке первого камня 23 месяца назад, "на неделе, начинающейся 24 декабря 2007 года".
Рассчитать график строительства крупного предприятия на два с половиной года вперед с точностью до двух-трех дней - это для России что-то небывалое. Хотя на строительстве работает именно российский персонал. Ради одного этого стоило заманивать в город японского инвестора.
Правда, текущей информации о строительстве по-прежнему мало. Все два года своего присутствия в Петербурге "Тойота" работала в режиме информационного молчания. Но в этот раз Ичиро Чиба пообещал, что отныне встречи с представителями СМИ станут регулярными.
Топ-менеджер сообщил, что в марте 2007 года на 224-гектарной площадке "Тойоты" в поселке Шушары закончилось строительство зданий и производственных корпусов и начался монтаж технологического оборудования. Следующий большой этап - завершение монтажа "начинки" и окончание рекрутингового набора. Оба мероприятия намечены на конец августа 2007 года.
К моменту пуска конвейера "Тойота" трудоустроит в основном на рабочие специальности 600 петербуржцев и жителей Ленобласти. Японцы предъявляют к претендентам следующие требования: "успешный кандидат должен быть ответственным, готовым к обучению, легко и гибко приспосабливаться к требованиям работодателя".
Первый этап набора, в результате которого высокооплачиваемую работу на заводе получили 100 человек, закончился еще год назад в апреле 2006 года. "Первопроходцы" получили за счет работодателя хорошую профессиональную подготовку: они прошли восьмимесячный курс обучения на заводах "Тойоты" в Японии, Великобритании, Турции и Вьетнаме.
Используя армейский лексикон, первая российская сотня на "Тойоте" будет "сержантами" и примет участие в обучении новичков, принятых в "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Раша" (так официально будет именоваться завод) в 2007 году. Квота вакансий к декабрьскому пуску - 450 мест. Господин Чиба сообщил, что нанятое "Тойотой" рекрутинговое агентство уже производит отсев резюме, но сколько человек претендовали на одну вакансию, не уточнил.
Корреспондент "НВ" поинтересовался у топ-менеджера: "Есть ли в российском штате "Тойоты" перебежчики с областного завода "Форд - Всеволожск"?"
- Не буду скрывать, есть, причем как на рабочих, так и на менеджерских должностях, - ответил Чиба-сан.
Только 10 человек на питерской "Тойоте" - иностранцы. Это - трио топ-менеджеров: глава представительства Ичиро Чиба, его заместитель и директор завода, а также менеджеры по производству и качеству, начальники сборочного цеха, инженерного обеспечения и окрасочного участка.
"Тойота Мотор Мануфэкчуринг Раша" будет собирать в Шушарах автомобиль Е-класса Toyota Camry в связи с высоким спросом на эту модель на местном рынке. "Камри" - самый продаваемый автомобиль Е-класса в России. Мощность производства на первом этапе составит 20 тысяч лимузинов, а инвестиции - 4 миллиарда рублей (150 миллионов долларов). Но в 2008 году завод на проектную мощность еще не выйдет.
- Это произойдет только через 4-5 месяцев после начала работы конвейера, - подчеркнул Ичиро Чиба. - В 2008 году мы планируем выпустить 16 тысяч "Камри", и все машины будут проданы российским дилерам. Та модель, которую наша компания будет собирать в Шушарах, уже продается в России, поэтому нам не придется перенастраивать технологию и оборудование. Главная задача "Тойоты" в России - обеспечить японское качество сборки.
Чиба-сан сообщил, что на первой стадии производства (2008-2009 годы) уровень локализации на предприятии составит 10 процентов, а максимальный, прописанный в инвестиционном договоре с Министерством экономического развития и торговли, уровень в 40 процентов "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Раша" достигнет только через 8 лет.
Локализация и партнерство производителей иномарок с российскими производителями автокомпонентов остается больной для нас темой: ну не хотят иностранцы применять в сборке даже качественные отечественные узлы и детали!
Вот и Toyota Motor выкрутилась: первым локализованным компонентом станут сиденья для "Камри". Но делать их будут не петербургские мебельщики, а японская компания Toyota Boshoku, чье производство разместится здесь же, в Шушарах.
"Бошоку" хоть и входит в концерн "Тойота", но является коммерчески независимой, и ее штат в основном будет формироваться из россиян. Правда, японцы пообещали обшивку сидений делать из местных материалов. Такая вот "сырьевая" автомобильная кооперация.
Ичиро Чиба не сумел скрыть, что локализация петербургскую площадку "Тойоты" пока не интересует:
- По сравнению с английским и французским заводами нашей компании с полным циклом производства, которые выпускают свыше 200 тысяч автомобилей в год, петербургский завод на первых порах будет производить всего 20 тысяч машин. Локализация для "Камри" не актуальна, так как модель давно обкатана и не нуждается в новых автокомпонентах. И вообще, вопросами локализации занимается отдел закупок головной компании в Японии.
Toyota Motor Corporation выбирает партнеров, основываясь на трех критериях: цена, качество, условия поставки. Подход мирового лидера (в первом квартале 2007 года Toyota обошла по объемам продаж GM) к кооперации требует доставки компонентов just in time (точно в срок) и в той последовательности, какую требует конвейер.
Данное требование - для российских предприятий наиболее экзотичное из всех. У себя дома японцы давно уже отказались от складов - все детали им подвозят точно в срок, и они сразу идут в производство. На этом экономятся огромные деньги. Для российских же предприятий поставки с точностью до часа - что-то из области фантастики.
И еще. "Тойота" не отдает предпочтений зарубежным или российским поставщикам автокомпонентов, но при этом ее потенциальные партнеры несут ответственность за то, чтобы самостоятельно выполнять все условия, установленные российским правительством и МЭРТ.
В среднесрочных планах "Тойоты" в Петербурге на ближайшие 3-4 года - переход на двусменный график сборки и увеличение выпуска "Камри" до 50 тысяч машин в год. Возможный количественный рывок на втором этапе - увеличение мощностей до 200 тысяч автомобилей в год - будет зависеть от успешности первого этапа и от инвестиционного климата в Петербурге. Если все пойдет хорошо, то компания организует в Шушарах производство по штамповке металлических и пластмассовых деталей кузовов своих машин - то есть от сборки перейдет к реальному производству, что в принципе позволит снизить цену дорогих иномарок как минимум на 10 процентов.
Господин Чиба немного рассказал о своей карьере. После окончания университета в 1985 году он сразу пришел в штат Toyota Motor Corporation.
– Первые 10 лет я занимался рекламой, организацией автошоу и другими имиджевыми вещами, - вспомнил главный менеджер "Тойоты" в России. - Другие 10 посвятил организации новых производств в Индии и Восточной Европе. Теперь вот владельцы корпорации направили меня на работу в Россию.